Заключение

Наша работа была ориентирована на выявление оптимальных условий речевого развития детей старшего дошкольного возраста в области антинимии средствами малых форм фольклора. В связи с поставленной целью в первой главе нашего исследо­вания рассмотрено состояние исследуемой проблемы в психолого-педагогиче­ской и логопедической науке, проанализированы особенности развития понимания и применения в речи детей с общим недоразвитием речи III уровня антонимов и влияние малых форм фольклора на развитие этой способности.

Нами были исследованы понятие лексических антонимов, особенности речи детей с общим недоразвитием речи III уровня, проанализированы особенности усвоения лексики дошкольниками с нормальным речевым развитием и дошкольниками с общим недоразвитием речи III уровня, выявлены возможности использования малых форм фольклора при работе по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

         В данной работе доказано, что малые формы фольклора представляют собой совокупность непрофессионально созданных народом произведений, с помощью которых  можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития старших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Во второй главе рассмотрены известные методики работы по использованию малых форм фольклора, приемы и формы работы, которые предлагались Ю.Г. Илларионовой, Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, С.С. Бухвостовой,

О.С. Ушаковой, А.П. Усовой, А.Я Мацкевич, В.В. Шевченко и др.

Анализ теоретических положений и методических выводов позволил представить результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной на базе ПГТ Погар, Брянской области МДОУ № 3 "Солнышко", по использованию малых форм фольклора в процессе развития способности понимания антонимов и оперирования ими в речи. Проследили динамику изменения уровня речевого развития в процессе экспериментальной работы.

На начальном этапе формирования эксперимента уровень развития детей с общим недоразвитием речи III уровня намного ниже  уровня детей с нормой речевого развития. Анализ результатов экспериментальной группы до и после формирующего эксперимента свидетельствует об эффективности разработанного нами комплекса методов и приемов. Экспериментальная группа улучшила свои результаты. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился на 50%. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличилось.

В процессе работы были замечены такие изменения:

-               у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.

-               у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Разумеется, наше исследование не претендует на достаточно полное освещение выдвинутой проблемы, так как вопрос все еще остается актуальным. Однако в плане развития методики работы с малыми формами фольклора переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях дошкольного учреждения.

Малые формы фольклора в воспитательно-образовательной работе с детьми использовались в интегрированной форме как на занятиях, так и в процессе самостоятельной деятельности (игра, досуг, прогулка, отдельные режимные моменты). Свою работу мы строили на следующих основных принципах:

-         во-первых, на тщательном, обусловленном возрастными возможностями детей, отборе материала;

-         во-вторых, интеграции работы с различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (развитие речи, ознакомление с природой, различные игры);

-         в-третьих, активного включения детей;

-         в-четвертых, использования развивающего потенциала малых форм фольклора в создании речевой среды максимально.

Результаты контрольного эксперимента показали положительную динамику изучаемых показателей речи у детей, участвующих в эмпирическом исследовании.

У детей экспериментальной группы увеличился показатель общего бала за выполнение всех заданий повторного исследования до 93,7 баллов (средний показатель по группе), что на 29,5 баллов выше, чем в констатирующем эксперименте. Из 10 детей экспериментальной группы у 1 при контрольном эксперименте наблюдался высокий уровень исследуемых показателей (на констатирующем этапе– 0), у 8 детей – средний уровень (на констатирующем этапе – 7). У 1 ребенка (Валя М.) в контрольном исследовании показатель остался на низком уровне, однако общее количество балов при повторном эксперименте у этого ребенка значительно повысился до 60 баллов (в контрольном эксперименте – 34 балла).

Проведенная в ходе формирующего эксперимента коррекционно-логопедическая работа значительно улучшила состояние исследуемых показателей у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Анализ результатов проведенной эмпирической работы позволяет сказать, что гипотеза нашей работы подтвердилась – если в коррекционном обучении дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня использовать формы фольклорного жанра, то овладение навыками использования антонимов в речи будет более успешным.

 


[1] Занятия представлены в приложении 1



      Разделы

      Новое на сайте

      Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.