Голландия: образование в мониторе

Здесь преподаватель уже не является источником информации. Он скорее играет роль проводника, указывающего правильную дорогу к нужной информации.

– Эта «клюшечка» называется «энтер», а эта, со стрелочкой, «бэкспейс», а вот это – «шифт», смена регистра. Всем понятно? – Класс хором: «Нет», и преподаватель физики (по совместительству – и информатики) продолжает рассказ. – «Таб» – значит табуляция, «делит» – удалить, «инсерт» – вставка-замена.

Ну что здесь непонятного?! А как может быть ПОНЯТНО, когда клавиши эти видишь не «в живую», а нарисованными на доске... мелом! Когда я рассказала моему знакомому нидерландцу о том, как 6 лет назад у нас в школе преподавали информатику, он только посмеялся: с чувством юмора, мол, у тебя все в порядке! О знал бы ты, сколько у нас душ школьного населения приходится на один компьютер! Об этом... об этом я промолчала.

ЗНАНИЕ.NET

Нидерландские школы и университеты уже немыслимы без технологии информации и коммуникации (ТИК). Компьютер занимает все более важное место в сфере образования – от начальной школы до университетов, причем в развитии и внедрении высоких технологий в образовательные программы в стране участвует само государство. Оно не только предоставляет учебным заведениям ежегодную финансовую помощь около 1 миллиарда евро в год, но и активно участвует в разработке цифровой сети. Еще в 1999 году министр образования, культуры и науки Нидерландов Люк Херманс выпустил специальный документ по внедрению компьютерной технологии в образование – «Образование онлайн».

Важнейший инструмент по разработке и внедрению ТИК – это сеть «знание» – kinnisnet, разрабатываемая и спонсируемая министерством. К этой сети подключены все учебные заведения, музеи и библиотеки страны. У сети есть даже свой сайт (www.kennisnet.nl). Он разделен на различные порталы: для детей и родителей, преподавателей и менеджеров. Здесь можно найти все: начиная от правительственных документов в области образования до математических игр, конкурсов, тематического учебного материала и рассказов для самых маленьких.

«Технология информации и коммуникации, занимая все более важное место в процессе обучения, изменит и само образование. Уровень его повысится, – так объясняет свой выбор министр. – С помощью коммуникационных средств можно будет обеспечить практически индивидуальное обучение. Ведь одним ученикам нужно повторить и закрепить пройденный материал, а другим дать дополнительную информацию. И ТИК делает это возможным».

Стандартные классы, где учитель в течение часа объясняет материал, здесь становятся все более редким явлением. Ученики, собирая информацию индивидуально или в группе, сами отвечают на вопросы и осваивают материал, а преподаватель уже не является источником информации. Он скорее играет роль проводника, указывающего правильную дорогу к нужной информации.

Нидерланды входят в число наиболее компьютеризированных стран. За два года (1998-2000) количество компьютеров в начальных школах увеличилось в три раза. По последним данным (март 2001 года) на одну нидерландскую школу приходится 22 компьютера (т. е. один компьютер на 16 учеников).

В начальной школе компьютер в основном используется при повторении пройденного и при подготовке докладов (Интернетом и электронной почтой ученики практически не пользуются). 75% преподавателей считают, что компьютер положительно влияет на процесс обучения.

Средние школы несколько отстают в этой области: здесь на 18 учащихся приходится один ПК, однако как вспомогательным средством компьютером пользуются менее одной трети преподавателей. Таким образом, общение с компьютером у учеников средней школы смещается на дом (у 90% голландских школьников дома имеются компьютеры); в школе же его функция сводится к текстовой обработке или к поиску информации.

Трудно дать оценку профессиональному и высшему образованию в этой области: различия между вузами слишком велики, к тому же уровень компьютеризации зависит от специальности. Многие вузы имеют собственную сеть или занимаются ее разработкой. Здесь, как правило, речь дет о т. н. цифровых учебных программах, через которые студенты получают доступ к учебному материалу и специфической информации по определенной дисциплине, а также могут общаться между собой.

ДИГИТАЛЬНЫЕ УРОКИ

Школа Де Карусел в Апелдорне – одна из ста экспериментальных начальных школ в стране, которой предоставлены дополнительные средства для развития ТИК. На дверях школы висит такой плакат: «Digilessons: it is not a project, it's a system» (Дигитальные уроки – это не проект, а система). Занятия на компьютере в этой школе – органичная часть обучения. Здесь по одному компьютеру на двух учащихся, ученики же старших классов проводят пятую часть занятий в компьютерном зале.

Начиная с третьей группы (7 лет) у всех учеников есть индивидуальная учебная программа, в рамках которой можно выбрать вспомогательные или дополнительные уроки по любой дисциплине: от орфографических упражнений до истории и от музыкальных игр до задачек с дробями. Преподаватель вносит эти уроки из банка данных в соответствующие учебные программы в индивидуальном порядке: к примеру, ученики, не отличающиеся особыми знаниями в математике, получают дополнительные задания, а их более сильные в математическом плане одноклассники могут продвигаться дальше.

А в будущем ученики смогут дома подключаться к сети и заниматься самостоятельно. Конечно, это не значит, что учитель больше не будет нужен. Через учебную компьютерную сеть учитель сможет проверять учеников и отвечать на их вопросы. Сначала письменно, а потом и устно – через наушники. На каждый компьютер можно будет установить видеокамеру. Учитель также сможет взять на себя управление программой ученика, если возникнут проблемы.

Компьютерное обучение уже давно не новинка и в лицее Св. Одульфуса в Тилбурге. Первые эксперименты с компьютерной технологией были проведены здесь еще в 1978 году. «Несколько лет назад ученики считали компьютер чем-то вроде игрушки, – рассказывает Ван Бокстел. Сейчас же компьютеры тали органичной частью процесса обучения. Компьютеры используются в преподавании практически всех предметов, и то, что начиналось как хобби, постепенно превратилось в коммерческую деятельность».

Лейденский университет в Нидерландах по сравнению с другими университетами, находится на уровне выше среднего. Например, его медицинский факультет разработал специальную программу по диагностированию (Dymamische Patiente Simulatie – DPS). С помощью этой программы студенты учатся ставить диагноз. Конечно, это не единственная подобная программа, но ее уникальность заключается в том, что она сделана по принципу тамагочи: состояние «цифрового пациента» ухудшается или улучшается в зависимости от решения, принятого студентом. Если виртуальный клиент обнаруживает, например, симптомы лопнувшей аорты, а студент не предпринимает соответствующих мер, то программа регистрирует это. Пациент «умирает», а студент, соответственно, получает «неуд.».

Телеобучение (обучение на расстоянии) – один из примеров использования компьютеров в Лейденском университете. Подключившись во внутренний интернет студенты могут скачать учебный материал, получить задания или важные веб-линки, запросить информацию о расписании занятий и зачетов. Они также могут общаться друг с другом через электронную почту или цифровые дискуссионные группы. По мнению секретаря университетского бюро Хенка Френкена, подобные цифровые системы пока имеют лишь вспомогательную функцию, а цель университета – обеспечить цифровое преподавание некоторых дисциплин. Преимущество такой системы – студентам не надо будет лично присутствовать на лекциях, к тому же это стимулирует индивидуальный подход.



      Разделы

      Новое на сайте

      Copyright (c) 2017 www.teachguide.ru. All rights reserved.