Воспитывает ли школа?

Влияние школьного образования на личностные ценности младшего школьника не настолько велико, как это принято считать. Знаменитые земляки, литературные герои, учителя уже не являются значимыми примерами для подражания. Место "кумира-образца" заняли герои боевиков и компьютерных игр, звезды эстрады, топ-модели и кинозвезды, в лучшем случае - былинные богатыри и сказочные принцессы.

Коллективные ценности и дела тоже не являются приоритетными для большинства детей. Современные дети прагматичны и меркантильны, согласно опросам, свою будущую работу они хотят видеть не полезной людям и обществу, а хорошо оплачиваемой и несущей другие жизненные блага материального характера. Это стремление поддерживается и горячим желанием родителей дать ребенку хорошее образование, которое выражается в большом количестве дополнительных занятий и высоких требованиях к учебным результатам.

Официальная позиция школы совпадает с общими тенденциями: в большинстве школ придерживаются позиции, что их задача – образование, а не воспитание школьников, и поэтому часто учителя не обращают внимания на существующие проблемы во взаимоотношениях детей, организовывают коллективные дела и внеклассные мероприятия формально. Вся внеклассная работа порой сводится к экскурсиям и поездкам в театры, а также к обязательным тематическим классным часам. Нормативные акты, по которым живет школа, действительно регламентируют образовательный процесс: содержание образования, оценку качества и прочие критерии, а о необходимости наличия в школе воспитательной системы речи не идет.

Поэтому воспитание в школе - процесс скорее спонтанный, чем закономерный. Его качество зависит от множества достаточно случайных факторов: личности учителя и его позиции в этом вопросе, сложившейся или не существующей воспитательной системы в школе, коллектива ребят в классе и других моментов. Поэтому надеяться, что школа окажет вам существенную помощь в воспитании, не стоит.

Но и показать учителю свою заинтересованность в сотрудничестве, в том, что происходит в жизни ребенка - необходимо. Не пускайте происходящее в школе на самотек, все-таки ваш ребенок проводит там большую часть своей жизни, и ваш интерес к тому, что и как там происходит, понятен и обязателен.

Известно, что преступниками в молодые годы становятся те, кто в начальной школе потерял уверенность в себе как ученике, перестал верить в перспективу хороших оценок, столкнулся с доброжелательностью учительницы и несправедливостью родителей. В этом случае дети теряют мотивацию к учебе, которая влечет за собой целый ворох других проблем. Воспитание школьников происходит в первую очередь в семье, а потом уже в классе. Поэтому повышайте уверенность ребенка в себе, помогайте ему, поддерживайте.

Совместное внимание родителей и учителей, своевременное обращение за советом к школьному психологу помогут избежать многих трудностей в воспитании ребенка. Воспитание школьников должно происходить ненавязчиво и по возможности незаметно для ребенка, потому что ощущение тотального контроля может вызвать с его стороны бурный протест и негативное поведение. Постарайтесь быть союзником и понимающим другом своего ребенка.



      Разделы

      Новое на сайте

      Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.