ВЫВОДЫ

1.

Эффективным условием для развития речевых умений при помощи реализации взаимосвязи с изобразительным искусством является использование изобразительного творчества детей.

2.

Эффективными методом и приёмом реализации интегрированного подхода на уроках развития речи были беседа, наблюдение над языковым материалом и использование тематических рисунков при работе над сочинениями-описаниями.

3.

Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения составлять описание при использовании на уроках развития речи взаимосвязи с изобразительным искусством значительно повысился.

До обучения умели строить описание (последовательно и связно описывать) 59%, а после - 88% учащихся класса, раскрывать тему и основную мысль в сочинении до - 53%, после - 88%, отбирать материал в соответствии с темой сочинения до - 53%, после - 94%, а использовать прилагательные в описательном тексте до - 42%, после - 94% учащихся класса.

До обучения у 23% - 35% учащихся данные умения были сформированы частично, а у 6% - 35% - они были практически не сформированы. Хуже всего у детей было развито умение использовать прилагательные в описательном тексте. Низкий уровень развития этого умения был у 35% класса.

 

После обучения у 6% - 12% учащихся данные умения сформированы частично, низкого уровня развития данных умений нет ни у кого. Умение использовать прилагательные в описательном тексте после обучения было сформировано на высоком уровне у 94% класса.

 

 

 

Уровни развития речевых умений до и после обучения.

 

Уровень развития умения строить описание

(последовательно и связно описывать)

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

 

 

 

 

Уровень развития умения раскрывать тему

и основную мысль в сочинении

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

 

 

Высокий уровень -

Средний уровень -

Низкий уровень   -

Уровень развития умения отбирать материал

 в соответствии с темой сочинения

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

 

 

 

 

 

 

Уровень развития умения использовать

 прилагательные в описательном тексте

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

 

 

Высокий уровень -

Средний уровень -

Низкий уровень   -

До обучения среднее количество использованных прилагательных в каждом сочинении было 3-4, а после - 7 слов. Минимальное количество прилагательных в сочинении было 1, а стало - 4; максимальное: было - 8, а стало - 14.

 

Количество употреблённых в описаниях прилагательных

до (1) и после (2) формирующего эксперимента.

 

Рассматриваемые речевые умения до формирующего этапа эксперимента были сформированы на высоком уровне только у 1/2 (52%), а после - у 9/10 (91%) учащихся класса;   на среднем уровне до - у 1/3 (31%), а после - у 1/10 (9%) класса,  на низком до - примерно у 1/5 (17%) класса, а после- ни у кого (0%).

 

Средние показатели уровней развития

 рассматриваемых речевых умений

 до(1) и после (2) обучения.

 

 

Высокий уровень -

Средний уровень -

Низкий уровень   -

 

Показатель высокого уровня развития умения строить описание (последовательно и связно описывать) у учащихся класса после формирующего этапа эксперимента вырос на 29%; умения раскрывать тему и основную мысль в сочинении- на 35%; умения отбирать материал в соответствии с темой сочинения - на 41%; а умения использовать прилагательные в описательном тексте - на 52%.

Таким образом, уровень развития речевых умений после обучения составлять описание при использовании интеграции с изобразительным искусством повысился в среднем на 40%.

 

 

4.

Детям понравились уроки развития речи с использованием их изобразительного творчества. Анализ результатов анкеты показал, что данный тип интеграции помог школьникам при работе над сочинениями-описаниями. Рисовать рисунки к сочинениям понравилось почти всем, и многие часто пользовались своими рисунками, когда описывали. Детям было легче и удобнее описывать. Рисунки помогли описывать предметы и людей всему классу, т.к. было легче вспоминать детали и описание получалось более подробным.

2/3 детей считают, что при написании сочинений с использованием рисунков, их описания получились лучше: точнее и детальнее.

 

 

Результаты ответов на вопросы анкеты.

 

Вопросы анкеты:

1. Понравилось ли тебе рисовать рисунки к сочинениям?

2. Часто ли ты смотрел(а) на твои рисунки на уроках - сочинениях?

3. Помогли ли тебе твои рисунки описывать предметы, людей в сочинениях?

4. Было ли тебе проще описывать, когда на парте лежал твой рисунок?

5. Как ты думаешь, сочинения, к которым ты рисовал(а) рисунки, получились лучше, чем другие?

6. Хочешь ли ты, чтобы к каждому сочинению задавали рисовать рисунок?

 

 

 

«Да»              -

«Нет»          -

«Не очень»  -

 

 

 

Ученики очень хорошо отнеслись к данному типу интеграции и отметили его высокую эффективность.

 

 

5.

Таким образом, методика экспериментальной работы оказалась эффективной. Уровень развития речевых умений у младших школьников после обучения составлять описание при использовании  художественного творчества детей повысился на примерно на 40%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


1 Павлов И.П. Избранные произведения. М., 1951, стр. 509.

 

[1] Павлов И.П. Избранные труды. М., 1950, стр. 143.

1 Выготский Л.С. Избранные психологические произведения. М., 1956, стр. 302-303.

[2] Там же, стр. 303.

1 Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М., 1962, стр.298.

1 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, стр. 8.

2 Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.-Л., 1947, стр. 441-442.

1 Коменский Я.А. Избранные педагогические произведения. М., 1955, стр. 253

1 Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения.— М.,1955, с. 287.

 

1 Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения.

М., 1963, т. II, с. 175.

2 Ушинский К. Д. Сочинения.—М.; Л., 1948, т. 3, с. 178.

3 Там же, т. 5, с. 355.

1 Там же, т. 3, с. 177.

             1 Мурзо Г.В. Видеозапись на уроках развития речи учащихся. // Русский язык в школе №5-6 1992 г.

          1 Максимова З.Н. Знакомство с изобразительным фольклором при изучении раздела «Устное народное творчеством». // Начальная школа №8 1993

             2 Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994

             3 Учебник для учащихся начальных классов. В 3 кн. Кн. 2, ч. 1/ Сост.: М.В. Голованова и др.— М., 1993

1 Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994

 

1 Тихонова Г.Г. Фрагмент урока чтения на тему «Путешествие в мир звуков и красок весны». // Начальная школа №10 1995

2 Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

          1 Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе. // Начальная школа №1 1997

 

 

1 Щёголева Г.С. Уроки развития связной речи в начальной школе С-Пб 1998 г. Стр.77

 

1 Городок в табакерке. Сказки русских писателей. М…,1989. Стр 292



      Разделы

      Новое на сайте

      Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.