ВВЕДЕНИЕ

 

Орфографическая грамотность учащихся – это одна из актуальных проблем, стоящая перед школой на протяжении всего ее исторического развития. Но несмотря на ее возраст, проблема  орфографической грамотности до сих пор не решена. В чем же причина?

Орфографически правильное письмо предполагает умение находить, узнавать явления языка на основе, так называемого орфографического навыка, который помогает пишущему остановиться, задуматься, проверить себя, когда это надо.

К сожалению не все учителя понимают правильно смысл этого. Поэтому орфографическая грамотность учащихся низка из-за отсутствия сформированности орфографического навыка.

Орфографический навык – это сложный навык. Он создается в процессе длительных упражнений и основывается на более простых навыках и умениях, таких как: навык письма, умение анализировать слово с фонетической стороны, умение устанавливать морфемный состав слова и вычленять из слова орфограмму, требующую проверки; умение подвести орфограмму под соответствующее ей правило.

Особая роль в формировании орфографического навыка принадлежит начальным классам. Поэтому учителю нужно научить учащихся превращать свои знания в навыки. Ученик должен понять, что от знаний, через упражнения; осознавая каждый орфографический случай, действуя по правилам, он приходит, наконец, к овладению навыком.

Но говоря о сформированости орфографического навыка, нельзя не сказать и о работе памяти. Память помогает запоминать и сохранять материал. Именно долговременная память помогает дольше всего удерживать информацию, которую учащиеся используют при написании.  И тем самым способствует сформированости орфографических навыков.

И эта связь очевидна. Ученые и методисты до сих пор исследуют развитие долговременной памяти и формирование орфографического навыка у школьников, но не рассматривают это как одно целое. Вот почему нас заинтересовала эта проблема, которая и послужила выбору нашей темы.

Исходя из актуальности данной проблемы, можно сформулировать цель исследования.

Цель: выявить уровень владения младшими школьниками орфографии и роли долговременной памяти в формировании орфографического навыка.

Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:

1) изучение и оценка разработанности данной проблемы в лингвистической, методической, психолого-педагогической литературе;

2) исследование сформированности орфографического навыка у детей младшего школьного возраста и уровня развития долговременной памяти;

3) установление взаимосвязей между сформированостью орфографического навыка и уровнем развития долговременной памяти;

4) проверить эффективность разработанной программы формирования орфографического навыка в начальной школе.

 

Объект исследования: процесс формирования орфографического навыка у младших школьников на уроках русского языка.

Предмет исследования – роль долговременной памяти в формировании орфографического навыка.

Исходя из проблемы, цели, объекта, предмета можно сформулировать гипотезу исследования.

Гипотеза: что от уровня развития долговременной памяти зависит уровень сформированности орфографического навыка.

Методической основой исследования является положение теории познания и деятельностная теория Леонтьева А.Н., в контексте которой долговременная память рассматривается нами как фактор, влияющий в процессе систематических повторений на запоминания и сохранения материала в памяти.

Определяющим для исследования явилось положение Богоявленского Д.Н. и других психологов [4, 21, 24] о том, что долговременная память влияет на формирование орфографического навыка, если систематически повторять пройденный материал.

Комплекс методов, используемых в работе:

-          анализ психологических, педагогических методических источников по проблеме исследования, с использованием категориального аппарата;

-          формирующий эксперимент (в форме системы упражнений направленных на развитие долговременной памяти и формирования орфографического навыка;

-          констатирующий и контрольный эксперименты, направленные на выявление уровня развития долговременной памяти и сформированности орфографического навыка;

-          методы количественного и качественного анализа обработки данных;

-          метод математической обработки.

 

Теоретическое значение работы состоит в том, что проведенные исследования позволяют расширить и уточнить знания о роли долговременной памяти в формировании орфографического навыка.

Практическое значение работы в том, что на основе выявленной зависимости между уровнем развития долговременной памяти и уровнем сформированности орфографического навыка, разработана система упражнений, которая поможет учителю оптимизировать процесс овладения орфографией.

Результаты исследования могут быть использованы не только методистами, но и психологами для диагностики.

Научная новизна исследования определяется тем, что в нем исследуется влияние долговременной памяти на формирование орфографического навыка и взаимосвязь между ними. Это исследование дает возможность составить более адекватное представление об уровне развития долговременной памяти и сформированности орфографического навыка у детей младшего школьного возраста.

Надежность и достоверность данных, полученных в работе, обеспечивается применением широкого спектра методик, адекватных цели и объекту исследования, качественным анализом материала и использованием методов математической статистики.

Апробация и внедрение осуществлялось в процессе экспериментальной работы во 2 классе Г, школы №25, г. Абакана.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



      Разделы

      Новое на сайте

      Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.