Родители-соглядатаи, родители-шпионы

Дети таких родителей страдают нисколько не меньше, чем, например, дети алкоголиков. Вся разница в том, что порок их родителей не так заметен, как порок пьяниц, поэтому они меньше подвергаются насмешкам одноклассников.

Разумеется, есть дети, которые требуют неусыпного внимания, постоянного жесткого контроля, такие, которые склонны к наркомании, воровству, асоциальному поведению, а также дети-лгунишки, патологические лентяи и тому подобные. Однако все это нередко является следствием чего-то другого, например обстоятельств или определенной наследственности, и поэтому жесткий контроль, по существу, служит не столько средством воспитания, сколько перевоспитания. Кстати, многие психологи считают, что наркоманом подросток становится лишь в том случае, когда его дома не любят. Значит, нужно не только контролировать каждый шаг подростка, но и уделять ему больше внимания и душевной теплоты.

С лгунишками дело обстоит еще сложнее. Маленький ребенок пока не совсем разграничивает реальную окружающую жизнь и сказку, выдумку, фантазию. Поэтому его ложь и выдумки далеко не всегда стоит рассматривать как сигнал тревоги. Подросток же, если он не инфантилен и не обладает сверхбогатым воображением будущего поэта или писателя-фантаста, может врать (фантазировать) совсем по другим причинам, например, пытаясь привлечь к себе внимание, заинтересовать собой, повысить свой статус среди сверстников или получить какую-то выгоду от родителей. Кто-то, насмотревшись приключенческих фильмов, врет просто для того, чтобы выдумкой раскрасить свою однообразную, скучную школьную жизнь. Ну а у некоторых постоянное, причем очень правдоподобное вранье может даже свидетельствовать о психическом заболевании.

Подумайте о своих методах воспитания: а не являетесь ли и вы именно такой мамой (или папой, бабушкой), которая не дает ребенку и шагу ступить самостоятельно? Ребенок растет, но жесткий контроль нисколько не ослабевает. Неужели вы думаете, что у вас хватит сил (и времени) контролировать и поучать его пожизненно? Неужели вплоть до его 60-летия и даже после этого (если, конечно, доживете) вы все так же будете каждый раз указывать, какую шапку ему надеть, выходя на улицу?

Разумеется, контроль необходим, но ведь во всем надо знать меру! Конечно, чем меньше ребенок, тем контроль «плотнее», но постепенно его надо ослаблять, приучая тем самым ребенка ко все большей самостоятельности и выходу во взрослую жизнь. Или вы хотите, чтобы он вечно оставался не приспособленным ко взрослой жизни и проигрывающим во всем своим сверстникам? Ну а если этот контроль не ослабевает с годами, то это означает одно из двух: или родители потеряли чувство времени, или они, вольно или невольно, просто не уважают своего ребенка, не доверяют ему, не видят в нем достойного человека, да к тому же и унижают его перед другими.

Вы скажете, что у вас так мало времени, чтобы общаться с вашим ребенком: полдня он в школе, а вы почти целый день на работе! Вот только и остается что без конца звонить ему по телефону да рыться в школьном портфеле и карманах. Отчасти вы, конечно, правы. Но постарайтесь все же постепенно заменить этот мелочный контроль и свою роль надсмотрщика или шпиона на дружеское, доверительное общение. Все равно вы не сможете играть эту роль всю жизнь и когда-нибудь дождетесь результата, совершенно противоположного вашим ожиданиям и намерениям. Скорее всего ваш ребенок, достигнув переходного возраста, устроит такую «революцию», взбунтуется и натворит таких глупостей, что вам мало не покажется. Или же, если у него не столь решительный характер, он просто научится профессионально обманывать вас, в чем вы своими методами воспитания очень ему поможете.

Как же помочь ребенку взрослеть и как определить степень его взрослости, его самостоятельности? Для начала, если он уже достаточно взрослый, стоит определить его наклонности, то есть провести что-то вроде предварительной профессиональной ориентации. Для этого существует отечественный профессиональный тест, разработанный Е.А. Климовым. Кстати, если вы вспомните собственное детство и тоже заполните его, то сможете определить, насколько верно выбрали когда-то свою профессию.

Работа с тестом

На каждый вопрос вы можете ответить либо «да», либо «нет». Разумеется, баллы насчитываются только за ответ «да». Если вы отвечаете «нет», то в соответствующей вопросу строке балл вычеркивается. Подсчитайте сумму баллов отдельно в каждом из пяти столбцов. Максимальное количество баллов соответствует восьми. Столбцы с наибольшим количеством баллов указывают на самый подходящий для вас тип профессии. И наоборот — там, где получился наименьший результат, не стоит искать себя в профессиональной деятельности.

Результаты

1-й столбец «Природа».

Объектом труда являются живые организмы. Оптимальны такие профессии, как агроном, скотник, зоотехник, ветеринар, садовод, лесник и т.д.

2-й столбец «Техника».

Оптимальны профессии типа «человек — техника», где объектом труда служат технические системы, машины, станки, установки, материалы, энергия. Рекомендуются профессии токаря, слесаря, шофера, конструктора, инженера, тракториста, радиотехника, сборщика, сантехника, наладчика и т.д.

3-й столбец «Человек — знаковая система».

Здесь объектом работы являются условные знаки, шифры, коды, таблицы. Рекомендуемые профессии — корректор, программист, машинистка, статистик, оператор ЭВМ, библиотекарь, кладовщик, логистик, экономист и т.д.

4-й столбец «Человек — художественный образ».

Объектом труда служат художественные образы, их элементы и особенности. Рекомендуются такие профессии, как фотограф, художник, дизайнер, поэт, писатель, артист, музыкант, декоратор, ювелир, композитор, модельер и пр.

5-й столбец «Человек — человек».

Предметом труда являются люди, группы, коллективы. Рекомендуемые профессии — официант, продавец, учитель, воспитатель, юрист, врач, психолог, преподаватель, социолог, классный руководитель, тренер, руководитель группы или кружка, менеджер, дипломат, милиционер, проводник и пр.

Учтите, что многие профессии можно одновременно отнести к нескольким типам, например артиста — к 4-му и 5-му типам, писателя — к 3-му и 4-му типам. Смешанными являются также и профессии руководителя кружков или классных руководителей. Кроме того, целесообразно ввести и промежуточный тип «Человек — неживая природа», к которому относятся профессии геолога, нефтяника, горняка, физика, химика, географа и т. д.

Постарайтесь наладить с ребенком дружественные, доверительные отношения и, пользуясь ими, делайте все возможное для его духовного развития, подготовки к взрослой жизни, перевода на все более и более высокий уровень развития личности. Что же это такое — «уровень личности»? Сейчас я попробую это объяснить.

Что представляет из себя маленький ребенок с точки зрения психологии? Это совершенно эгоцентрическое, замк-нутое только на себя существо, которое не способно понимать проблемы или страдания других людей. Когда ему хорошо, он улыбается, когда плохо — плачет, требуя к себе внимания и перемены ситуации на более для него благоприятную. Он живет только сиюминутными эмоциями, не задумывается о прошлом или о будущем и совершенно не воспринимает никаких логических доводов. Так, например, если он занялся тем, что начал рвать книжку, то не стоит говорить ему, что это нехорошо — его можно только отвлечь чем-то другим. За ним, действительно, надо следить не спуская глаз, иначе он может выпасть из окна, обжечься, проглотить что-то несъедобное и так далее. Это первый, самый базовый уровень сознания. К сожалению, он, почти в неизмененном виде, встречается и у некоторых взрослых людей.

— Да что мы говорим все обо мне да обо мне! Давайте поговорим о вас: как вам нравится мой новый автомобиль?

Ребенок растет, взрослеет, и у него постепенно вырабатывается некий баланс между эмоциональным и логическим восприятием мира. Он начинает «видеть» других людей. Теперь он может «пожалеть» мамочку, когда у нее болит голова, а с помощью логических доводов или заманчивых обещаний на будущее его иногда даже можно убедить сделать сейчас что-то неинтересное или даже неприятное. Теперь он находится на втором уровне, когда существуют и другие люди с их эмоциями, заботами, желаниями. Это его родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, а также другие дети — во дворе или одноклассники — в школе, одногруппники по детскому саду. Так или иначе, этот ребенок уже вынужден считаться с ближайшим окружением. С уровня «я» он выходит на уровень «мы», в первую очередь, конечно, это относится к членам собственной семьи. А когда человек думает о своем ближайшем окружении, а не только о себе лично, то это уже второй уровень сознания. Понятно, что на этом этапе ваша постоянная слежка за ним несколько ослабевает — ведь вы не будете теперь следить за тем, как он ест кашу из тарелки, как спускается по лестнице, укрылся ли одеялом на ночь и не падает ли из окна детской комнаты.

Третий уровень сознания — это выход личности из своего ближайшего окружения во внешний мир. Ребенок стал еще старше и уже может мыслить такими категориями, как «мой дом», «моя семья», «моя школа», «мой двор», «моя улица», «мое село», и как-то представлять себе некоторые их проблемы (загрязненность, уровень безопасно-сти, благосостояние и другие). На этом этапе родительский надзор следует еще более ослабить, а вернее, уделить внимание совсем другим вещам, таким как воспитание усидчивости, ответственности, целеустремленности. Теперь надо понять, к чему же именно наиболее склонен ваш ребенок, где и как он сможет реализовать себя наиболее успешно.

Многие родители считают, что этот возраст наиболее опасен для девочек — ведь в наше время аборты у 12—14-летних школьниц не такая уж и редкость. Кстати, совсем недавно в интервью с социологом, писательницей и общественной деятельностью Марией Арбатовой был задан такой вопрос: как в наше время, когда многие телепрограммы, фильмы, книги занимаются растлением молодежи и все моральные нормы ставят с ног на голову, можно уберечь детей, в первую очередь девочек, от растления, вседозволенности, порока? Она ответила примерно так: все зависит только от семьи — если семья прочная и здоровая, а сами родители находятся на высоте и имеют влияние на ребенка, то он уже изначально имеет необходимый иммунитет, и эта зараза к нему не пристанет. Ну а если у девочки нет никакого иммунитета, она сделает все, что захочет, всегда сможет ускользнуть от самого строгого надзора и обмануть родителей.

Следует учесть, что если в начале прошлого века обычным делом было появление месячных у девушки в 17— 18 лет, то сейчас в результате акселерации, они чаще всего начинаются уже лет с 12—13. Физически юноши и девушки вполне созревают для половой жизни уже в 14—15 лет, чем многие и пользуются. Тут получаются громадные ножницы между физической и эмоциональной зрелостью, к чему добавляется экономическая несамостоятельность подростка. Это очень трудный и ответственный период, и если у ребенка до сих пор не выработался нравственный стержень, трудолюбие, целеустремленность, желание получить профессию, завершить образование и умение ограничивать себя в сиюминутных желаниях ради более отдаленных целей, то он может наломать много дров. В это время самой ценной поддержкой служат лишь родительская любовь и понимание. Родители всеми силами должны противостоять растлевающему влиянию окружающей среды, полупорнографических телепрограмм и кинофильмов, которые, спекулируя на теме секса, подают своих «героев» бездумными, бесчувственными сексуальными машинами. Необходимо иметь с ребенком доверительные отношения и говорить с ним обо всем, в том числе и на наиболее животрепещущую для него в этот период тему — о сексе и о любви. Но, конечно, не так, как в анекдоте.

Подозвал отец к себе своего 14-летнего сына и говорит:

— Сынок, я слышал, что ты ходишь к Таньке из соседнего подъезда?

— А что, нельзя, что ли? Имею право!

— Да я не спорю, конечно, имеешь! Я и сам в твоем возрасте к ней ходил…

Сейчас вашему ребенку срочно необходимы не советы о том, какой шарфик повязать на шею или когда съесть борщ, оставленный в холодильнике, а сексуальное просвещение. Иначе его «просветителями» станут чуть более взрослые, но такие же неграмотные юноши или «раскованные» во всех отношениях «девушки».

Ребенок подходит к матери и спрашивает:

— Мама, что такое «секс»?

Мама краснеет и долго-долго объясняет.

Ребенок все выслушивает и говорит:

— Ничего-то ты, мама, не понимаешь! «Секс» — это «шесть» по-английски!

Ну а если ваш ребенок уже начал жить половой жизнью, примите это как данность, не пилите, не наказывайте, не стыдите его. Ведь известно, что «против природы не попрешь». Тем более попробуйте ему помочь, решить его проблемы. Не доводите дело до того, что вам придется убивать неродившегося ребенка. От того, что он еще не родился, он не перестает быть человеком, да к тому же еще и вашим собственным внуком. Если вы считаете себя порядочным и, может быть, религиозным человеком, то такое должно быть просто недопустимым для вас и вашего ребенка. Я вспоминаю одну мудрую женщину, писательницу. Когда ее 16-летний внук-школьник начал жить с девочкой, она… пустила их жить в свою квартиру и была уверена, что этим избежала гораздо худших вариантов решения вопроса. Вспоминаю также недавнее интервью с 20-летней немецкой женщиной, которое я слышала по радио «Немецкая волна». Она… учится в школе, в двенадцатом классе. Живет отдельно от родителей и, разумеется, имеет личную жизнь, о которой говорит очень достойно, как о вполне естественной стороне своей жизни. При этом женщина проявляет похвальную зрелость и целеустремленность — у нее есть определенные и вполне реальные планы продолжения учебы в институте для получения избранной профессии.

— Вовочка, перестань смотреть в окно, для кого я пишу задачку на доске?

— Мариванна, там три девушки едят мороженое, одна его кусает, другая лижет, а третья сосет. Как вы думаете, кто из них замужем?

— Хулиган! Испорченный мальчишка!!! Бессовестный, сейчас же выйди из класса!

— Мариванна, я, конечно, выйду, но это та, у которой кольцо на пальце!

А теперь я хочу предложить вам, женщины, один смешной тест, заполнив который вы определите степень вашей компетенции в вопросах секса.



    Разделы

    Новое на сайте

    Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.