Шкалы ранжирования

Шкалы ранжирования образуются путём сравнения отдельных показателей друг с другом. Показатели располагают в ряд по степени проявления (важности).

На основе ранжирования учащихся класса по каким-либо качествам может быть произведена корреляция – установление зависимости между двумя явлениями. Для этого строят подобную таблицу

№ п/п

Фамилии­

учащихся

Ранг по первому признаку

Ранг по второму признаку

Разность рангов

d

d2

1                    

Антонова

3

2

1

1

2                    

Буланова

7

3

4

16

3                    

Васильев

2

15

–13

169

4                    

Дятлов

9

12

–3

9

5                    

Иглов

11

7

4

16

После этого можно вычислять коэффициент ранговой корреляции Спирмена по формуле:

,

где n – число учащихся класса.

Если вычисленный коэффициент оказался положительным, то между исследуемыми двумя признаками существует положительная (прямая) связь; если отрицательным – обратная связь: чем более выражен один признак, тем менее выражен второй. При этом если абсолютная величина коэффициента корреляции находится в пределах , то между коррелируемыми признаками имеется слабая связь;

 – умеренная связь;

 – значительна связь;

 – сильная связь;

 – очень сильная связь.

Ещё одной разновидностью шкал ранжирования является парное сравнение. Суть его состоит в сопоставлении учащихся друг с другом по какому-либо одному качеству. Если этим качеством оба ученика обладают в равной степени, то каждому из них проставляют по одному баллу. Если же исследуемое качество у первого развито лучше, чем у второго, то первому проставляют два балла, а второму – ноль баллов. Суммируя полученные баллы для каждого ученика, мы получаем количественное выражение уровня развития данного качества.

Несмотря на длительность процедуры сравнения и сложность обсчёта большого количества учащихся, метод парного сравнения имеет ряд достоинств

C  Объективность оценки, порождённую довольно большим числом сравнений (, где n – количество учащихся).

C  Простота метода.

C  Экономия времени при сборе материала.

C  Несложная математическая обработка результатов.



      Разделы

      Новое на сайте

      Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.