Обучение информатике по опорным сигналам

На ЛОС помещен опорный сигнал в виде двух стаканов с разными жидкостями. Он связан с понятием промежуточной величины. Можно ли поменять местами содержимое двух стаканов, не пользуясь третьим, промежуточным? При исполнении любого алгоритма могут понадобиться некоторые вспомогательные величины.

Промежуточные величины не являются ни аргументами, ни результатами, но в теле алгоритма они должны быть обязательно описаны, так как им должно быть предоставлено место в памяти ЭВМ в соответствии с их типом. В реальных программах количество промежуточных величин может значительно превышать количество аргументов и результатов.

Вторая часть ЛОС 4 посвящена вопросам оптимального использования труда программистов. Дело в том, что хороший алгоритм, составленный однажды, не имеет тенденции к порче и потому его можно использовать как угодно долго, а чтобы не переписывать каждый раз, из хороших алгоритмов составляют библиотеки алгоритмов и определяют общие правила пользования такими библиотеками. Все алгоритмы, занесенные туда, называют вспомогательными. В алгоритмических языках они называются процедурами и функциями. Для того, чтобы воспользоваться вспомогательным алгоритмом при написании другого алгоритма ( на ЛОС последний помещен в букву А и назван основным; его имя - тоже А), необходимо в нужном месте написать команду (оператор) вызова вспомогательного алгоритма. Она имеет следующий формат:

ИМЯ вспом. алг. (список конкретных имен, для которых должен проработать вспомогательный алгоритм).

Это показано на ЛОС 4. К моменту вызова (опорный сигнал в виде телефона) вспомогательного алгоритма с именем А3 в основном алгоритме должны быть обязательно описаны и определены значения переменных, которые при вызове будут переданы как аргументы. Также должна быть описана величина, которая будет передана во вспомогательный алгоритм для получения результата его работы.

Алгоритм, вспомогательный в одном случае, может оказаться основным по отношению к другому алгоритму, если во время работы он обращается к нему. Этот другой алгоритм будет по отношению к вызывающему вспомогательным.

На ЛОС 4 стрелочкой с надписью «возврат и результат» подчеркнут тот факт, что возвращение результата работы вспомогательного алгоритма происходит всегда в вызывающий, т.е. в основной для него, алгоритм к команде, следующей за командой вызова.

Выводы и рекомендации.

ЛОС 4 является своего рода завершением изучения теоретического материала, связанного с правилами написания и оформления алгоритмов.

При изучении ЛОС 4 и соответствующего материала по учебному пособию следует обратить внимание на такой важный момент.

Если алгоритм предназначен для работы в качестве основного, т.е. к нему не предполагается обращение в дальнейшем, то первым оператором в его теле должен быть оператор ввода необходимых для работы значений величин. В учебном пособии об операторах ввода речи не ведется, но, если предполагается хоть какое-то общение с ЭВМ, о вводе говорить просто необходимо.

Можно пойти по другому пути - все алгоритмы оформлять как вспомогательные. Тогда ввода в них не требуется, т. к. Конкретные значения аргументов (входных величин) передаются им в вызове. Именно этот путь и выбран в учебном пособии.

Эффективность использования ЛОС привела к разработке комплекта опорных конспектов (ОК), которые в настоящее время используются в некоторых учебных заведениях. ОК были дополнены изображениями основных устройств ЭВМ и синтаксическими диаграммами. ОК охватывают все разделы курса ОИВТ.

Каждый учащийся имеет комплект ОК. Каждый ОК снабжен вопросами и упражнениями. Упражнения сочетаются с выполнением программ, записанных на дискетах. На практических занятиях учащиеся выполняют весь комплекс работ, необходимых при работе на ЭВМ.

ОК не заменяют учебное пособие, а дополняют его, позволяя наглядно выделить основные понятия, приемы построения алгоритмов простейших задач, помогают учащимся в самостоятельной работе с учебными пособиями и при работе на ЭВМ. При подготовке к работе учащихся с ОК?, исходя из его содержания, формулируются требования к знаниям и умениям, подбираются вопросы и упражнения.

ОК способствует активному усвоению учащимися основ информатики и вычислительной техники, развитию у них логического мышления, компьютерной грамотности и, что очень важно, побуждает интерес к информатике.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.