19. Урок - ролевая игра

Специфика ролевой игры, в отличие от деловой, характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов, основу которых составляют целенаправленные действия учащихся в моделируемой жизненной ситуации в соответствии с сюжетом и распределенными ролями.

Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на три группы:

1) имитационные, направленные на имитацию определенного профессионального действия;

2) ситуационные, связанные с решением какой-либо узкой конкретной проблемы - игровой ситуации;

3) условные, посвященные разрешению, например, учебных или производственных конфликтов и т.д.

Формы проведения ролевых игр могут быть самыми разными: воображаемые путешествия, дискуссии, на основе распределения ролей, пресс-конференции, уроки-суды и т.д.

Методика разработки и проведения ролевых игр предусматривает включение в полной мере или частично следующих этапов: подготовительный, игровой, заключительный, анализ результатов.

На подготовительном этапе решаются вопросы как организационные, так и связанные с предварительным изучением содержательного материала игры.

Организационные вопросы:

- распределение ролей;

- выбор жюри или экспертной группы;

- формирование игровых групп;

- ознакомление с обязанностями.

Предваряющие вопросы:

- знакомство с темой, проблемой;

- ознакомление с инструкциями, заданиями;

- сбор материала; анализ материала; подготовка сообщения;

- изготовление наглядных пособий;

- консультации.

Игровой этап характеризуется включением в проблему и осознанием, проблемной ситуации в группах и между группами. Внутригрупповой аспект: индивидуальное понимание проблемы; дискуссия в группе, выявление позиций; принятие решения; подготовка сообщения. Межгрупповой: заслушивание сообщений групп, оценка решения.

На заключительном этапе вырабатываются решения по проблеме, заслушивается сообщение экспертной группы, выбирается наиболее удачное решение. При анализе результатов ролевой игры определяется степень активности участников, уровень знаний и умений, вырабатываются рекомендации по совершенствованию игры. Проведение ролевой игры, как и всякой другой, построенной на использовании имитации, связано с преодолением трудностей, заложенных в ее противоречивом характере. Противоречивость ролевой игры заключается в том, что в ней всегда должны иметь место и условность, и серьезность. Кроме того, она проводится в соответствии с определенными правилами, предусматривающими элементы импровизации. Если хотя бы один из этих факторов отсутствует, игра не достигает цели. Она превращается в скучную инсценировку в случае излишней регламентации и отсутствия импровизации или в фарс, когда играющие утрачивают серьезность и их импровизации носят абсурдный характер.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ

Вся совокупность требований к учебному процессу сводится к соблюдению дидактических принципов обучения:

- воспитывающего и развивающего обучения;

- научности;

- связи теории с практикой, обучения с жизнью;

- наглядности;

- доступности;

- систематичности и последовательности;

- самостоятельности и активности учащихся в обучении;

- сознательности и прочности усвоения знаний, умений и навыков;

- целенаправленности и мотивации обучения;

- индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся.

При подготовке урока учитель руководствуется специальными правилами организации урока, основанными на логике процесса обучения. При этом следует:

P определить дидактическую цель урока, включающую образовательную, воспитательную и развивающую составляющие;

P уточнить тип урока и подготовить содержание учебного материала, определив его объем и сложность в соответствии с целью и возможностями учащихся;

P определить и детализировать дидактические задачи урока;

P выбрать наиболее эффективное сочетание методов и приемов обучения;

P определить структуру урока, соответствующую целям и задачам, содержанию и методам обучения;

P стремиться поставленные дидактические задачи решать на самом уроке и не переносить их на домашнюю работу.

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА

Цель анализа заключается о выявлении методов и приемов организации деятельности учителя и учащихся на уроке, которые приводят или нет к позитивным результатам. Распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. Полный анализ проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока; краткий - достижения основных целей и задач; комплексный - в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока; аспектный - отдельных элементов урока. Каждый из указанных типов анализа может иметь виды: дидактический, психологический, методический, организационный, воспитательный и т.д. Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены следующие основные положения.

Перейти на страницу: 1 2


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.