Педагогическое мастерство

Жизненный опыт, педагогические наблюдения показали, что нет другой такой области человеческой деятельности, кроме педагогической, где бы на результатах работы так сильно сказывались личные качества самого работника: его мировоззрение, убеждения, принципиальность, честность, доброта .

В связи с этим предъявляются серьёзные требования к личности педагога, т.к. личность педагога, его педагогическое мастерство определяют успех обучения и воспитания:

1. Учитель школы должен быть политически грамотным человеком.

2. Каждый учитель может и должен овладеть педагогическим мастерством. Весьма важным является наличие таланта, но, как и любой, талант педагогический встречается не так уж часто, поэтому только на него рассчитывать нельзя. И поэтому надо говорить лишь о мастерстве, т.е. о воспитательном умении.[6]

Из чего же складывается педагогическое мастерство, это воспитательное умение? Складывается оно из:

А. Знания закономерностей воспитания и обучения;

Б. Педагогических способностей;

В. Педагогического такта;

Г. Педагогической техники.

Знание закономерностей обучения и воспитания, т.е. теоретическую основу мастерства даёт изучение таких педагогических наук, как педагогика, психология, возрастная физиология, частные методики и др. А педагогические способности надо

в себе развивать.[12]

1. Академические – это глубокое всестороннее знание своего предмета на уровне современной науки, плюс широкие познания в области смежных наук.

С. Макаренко справедливо отвечал, что ученики простят своим учителям строгость, сухость и даже придирчивость, но не простят плохого знания дела.

2. Дидактические – это не только много и глубоко знать самому, но и уметь сделать свои знания достоянием своих учеников, т.е. уметь доходчиво объяснять, эмоционально преподносить знания, использовать интонацию, жесты.

3. Речевые – речь учителя должна быть литературной, грамотной, эмоциональной, с правильной дикцией, темпом и т.п.

4. Организаторские – это способность требовать и добиваться своего, руководить детским коллективом.

5. Психо-аналистические – это умение проникнуть во внутренний мир ученика, понять, помочь, отреагировать на поступок ученика соответствующим образом.

6. Личностные – это качества личности. Л.А. Коменский считал, что дело воспитания нельзя доверять человеку, неустойчивому в нравственном отношении. “Учителями должны стать лучшие из людей.”

7. Специальные способности – (к пению, рисованию, танцам, спорту…) Дети тянутся к людям, мастерам на все руки.

8. Педагогический такт – это показатель внутренней и внешней культуры. Это качество необходимое для учителя. Оно проявляется в серьёзном, простом, искреннем тоне обращения с детьми, в уважении их достоинства, в самообладании, умении без грубости и раздражительности добиваться желаемых результатов.

9. Педагогическая техника – это умение словом, жестом, мимикой воздействовать на учащихся.

10. Любовь и уважение к детям.

Эти качества необходимы каждому, кто работает с детьми. Крупская любила детей заботливо, Гайдар – весело, Макаренко – требовательно, Сухомлинский – нежно, Корчак – грустно.

11. Творческий подход к воспитательной работе, постоянный поиск нового.

12. Повышение квалификации.[9]

Только постоянное обогащение знаниями, неослабимый интерес к трудам классиков педагогики и последним достижениям науки приведут к успехам. “Учитель, если он честен, учится всю жизнь”, – Горький. “Учитель до тех пор учитель, пока сам учится”, – М.И. Калинин.

Повышение квалификации – одно из требований к личности педагога. Повышение квалификации, развитие педагогического мастерства идёт по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:

I. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне:

а) организация методических объединений в школах,

б) курсы повышения- квалификации при пединститутах.

II. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого преподавателя:

Перейти на страницу: 1 2


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.