Методы определения  профпригодности , профессионально важных качеств педагога

Выбор психодиагностических методов исследования, в том числе тестов, в наибольшей степени характеризующих те психические процессы и профессиональные действия, в отношении которых надлежит оценивать професси­ональную пригодность. К психодиагностическим методикам и тестам предъявляются следующие требования: 1) прогностичес­кая ценность методики — характеризует возможность методи­ки, теста выявлять различия в психофизиологических функци­ях у лиц с разным уровнем профессиональной подготовленнос­ти; 2) надежность методики — характеризует стабильность результатов, получаемых с ее помощью при повторных исследо­ваниях одного и того же человека; 3) дифферинцированность ме­тодики — означает, что каждая методика должна оценивать стро­го определенную функцию психики человека.

Существуют самые различные тесты, например, тесты для вы­явления интересов, склонностей, предпочитаемых форм дея­тельности, тесты для установления принадлежности человека к тому или иному психологическому типу или типу нервной системы, темперамента; тесты для выявления уровня развития определенных способностей памяти, мышления, внимания, вос­приятия человека, для выявления одаренности. Примером тес­та для изучения способностей может служить американский комплекс тестов ГАТБ — это батарея тестов для определения общих способностей человека. Он состоит из 12 тестов, измеря­ющих 9 различных способностей: общий уровень интеллекта — умение понимать указания: способность воспринимать абстрак­тные принципы, умение рассуждать и оценивать; владение сло­вом — способность быстро понимать значение слов и эффективно-

пользоваться ими; владение числом — умение быстро и точ­но производить арифметические действия; пространственная ориентация — мысленное восприятие геометрических фигур в двухмерном и трехмерном пространстве, представление движе­ний объектов в пространстве; восприятие формы; восприятие и выделение существенных деталей в речи и табличных материа­лах; моторная координация глаз, рук, пальцев — подвижность пальцев, ловкость рук.

Этой батареи тестов достаточно для установления возможнос­тей использования того или иного человека в той или иной про­фессиональной деятельности. Однако для точного определения профпригодности человека к какой-либо конкретной профессии более эффективно использование специализированной батареи те­стов, подобранных для выявления уровня развития именно тех психологических качеств и способностей человека, которые про­фессионально необходимы для данной специальности.[10]

Назовем и опишем некоторые из распространенных тестов для определения педагогической направленности.

Тест Кеттелла. Многофакторный опросник личности опубликован Р. Б. Кеттелом в 1949г. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивидуальности. С его помощью можно выяснить интеллектуальные, эмоционально-волевые особенности, коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия. Вопросы носят прожективный характер, отражают обычные жизненные ситуации.

Одна из модификаций этого теста - "17 ЛФ", которая представляет автоматизированный русскоязычный вариант теста "16PF" Кеттелла, дополненный служебной шкалой "социальной желательности" (SD). В его основе модифицированный за счет психометрической адаптации перечень из 187 вопросов форм "А" и "В" [42]. В данном случае применялась форма "А" предназначенная, для людей от 16 лет и старше. На основе качественного и количественного анализа содержания личностных факторов и их взаимосвязей рядом авторов выделяются следующие блоки факторов:

1) интеллектуальные особенности (факторы B, M, Q1);

2) эмоционально-волевые особенности (факторы C, G, I, O, Q3, Q4);

3) коммуникативные свойства и особенности межличностного взаимодействия (факторы A, H, F, E, Q2, N, L).

На основе 16-ти основных факторов вычислялись 4 вторичных фактора: гибкость-ригидность (QI), самодостаточность -социабельность (QII), рациональность - эмоциональность (QIII), напряженность-расслабленность (QIV). Подъем профиля выше 7 стэнов интерпретировался как выраженность положительного полюса фактора, показатель менее 4 стэнов интерпретировался как выраженность отрицательного полюса данного фактора. Определение "концов" оси фактора, как положительных, так и отрицательных, условно и не имеет ни этического, ни психологического смысла. Как отмечают В. М. Мельников и Л. Т. Ямпольский, "положительный или отрицательный смысл они могут приобрести только в отношении конкретной деятельности" [38, с. 29].

Полученные результаты оцениваются применительно к особенностям профессиональной деятельности педагогов поскольку в основе профессионально значимых качеств данной профессии лежат характерологические особенности.

Перейти на страницу: 1 2


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.