Формы и методы управления процессом адаптации сельских учащихся к условиям городской школы

• организация материальных и социальных слоев жизнедеятельности: профессиональная деятельность, домашний труд, приобретение и потребление товаров и услуг;

• личностное развитие: приобретение общего образования и профессиональной подготовки, общественная активность, любительские занятия;

• социальная коммуникация: формальное и неформальное общение, путешествия, передвижения внутри населенного пункта;

• восстановление энергетических затрат: потребление пищи, соблюдение личной гигиены, пассивный отдых и сон.

Одним из элементов социализации личности является освоение ребенком окружающего мира, осознание своей взаимосвязи с ним, формирование духовно-ценностной и практической ориентации в нем. Важную часть окружения любого человека составляет региональная среда (город, село) с ее специфическим культурным наследием. Слово “наследие” этимологически близко к выражению “идти по следам”, то есть пользоваться тем, что уже существует. Следовательно, объекты культурного наследия являются не только памятниками, свидетельствующими об уровне творческой деятельности людей прошлого, но и содержат в себе определенную степень пригодности для сегодняшнего дня, “для живой жизни” (Т.А. Славина). Пригодность выражается в том, что объект культурного наследия значим, полезен, необходим современному человеку, как в утилитарном, так и духовном отношении. Он является воплощение и выражением общечеловеческих, вневременных ценностей.

Отечественные психологи и педагоги (Л.С. Выготский, А.И. Васильева, А.В. Кирьякова и др.) указывают на то, что процесс освоения окружающего мира предполагает активное взаимодействие субъекта с действительностью. Попытки “внести” в сознание ребенка готовые знания, готовые оценки, минуя их собственную деятельность, - бесполезны. Поэтому задача педагога состоит в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для активного освоения культурного наследия как ценности.

Прежде всего, необходимо выделить несколько важных моментов в формировании знаний о городе как ценности:

освоение информационного поля (познание ребенком разносторонней информации о самом объекте как памятнике истории и культуры);

• сознание аксиологической значимости данного объекта с точки зрения социума, общества;

трансформация усвоенных учащимся общезначимых ценностей в ранг личностно значимых (в ходе выполнения познавательных и творческих заданий, рефлексии).

Перейти на страницу: 1 2 3 


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.