Тоталитарное конституционное (государственное) право.

Оно начинает складываться с 25октября 1917г., когда 2-ым Всероссийским съездом Советов был принят Декрет о власти, оформивший государственный переворот. О государственном праве собственно России можно говорить только относительно периода до 1922г. т.е. до создания СССР. После этого Россия фактически управлялась союзными органами и законами, не было даже своего партийного высшего органа. Всем вершил союзный ЦК ВКП (б), а затем ЦК КПСС. Вслед за принятием союзных конституций 1936 и 1977гг. были приняты слепки для РСФСР 1937 и 1978гг., объявившие Россию суверенным государством и создавшим свою систему органов власти и управления, а также судов. Но практически они были жёстко встроены в централизованную систему власти фактически унитарного государства.

Как исходные принципы, так и последующее развитие тоталитарного государственного права обусловились учением марксизма - ленинизма, которое рассматривает государство, как главное орудие перестройки всех общественных отношений в соответствии с целями коммунизма.

Общий подход большевиков к государству был не просто далёк от распространённой на западе концепции правового государства, но прямо противоположен. На словах права были гарантированы, но на деле ни один индивид не мог требовать их от государства, ибо действовал принудительный коллективизм в пользовании правами, а государство рассматривалось как олицетворении общих интересов.

Эта концепция - плод классовой теории, она полностью подчинила себе человека, создавая иллюзию преодоления буржуазного формализма свободы.

Развитие нового государственного права началось с утверждения Республики Советов. В сущности, с января 1918г. не осталось никаких надежд на демократическое государственное устройство, принятое в июле того же года Конституция РСФСР это подтвердила. Создатели Конституции отбросили почти все выработанные к этому времени демократические принципы представительной системы. Не о каких парламентских учреждениях, признание прав оппозиции, подчинение государства праву не было и речи. Проблема превышения власти или её злоупотреблений не вставало, а потому оказался не нужным принцип разделения властей. Неограниченная исполнительная власть стала самой характерной чертой нового государственного устройства. Большевики быстро разделились с политическими партиями. Диктатура пролетариата, таким образом, вырождалась в диктатуру партии, а через неё в диктатуру вождей, но государственное право об этом молчало.

Сталинский режим личной власти сложился в ленинских государственно -правовых формах, установленных Конституциями РСФСР 1918г. и СССР 1924г но И.В. Сталин провозгласивший курс на всемирное укрепление государственной власти, со временем пришёл к выводу, что требуется демократизировать фасад этой власти. В результате появилась Конституция 1936г., действительно очень демократическая для своего времени. Но это была лишь бутафория, практически никаких улучшений в правовом статусе советского гражданина не произошло, этот гражданин, как был, так и остался фактически бесправным.

Таким же формальным являлся новый советский федерализм, лёгший в основу государственного устройства СССР после его образования в 1922г. Россия продолжала оставаться федеративным государством, но мало кого заботил странный характер этой "федерации". В ней не было равноправных субъектов, а были образованы отдельные автономные республики и автономные области, создавшие видимость национальной государственности.

Известное обновление государственно-правовых институтов, начавшееся после 20 съезда КПСС 1956г., отражало политику верхов, которые стремились отбросить некоторые стороны сталинизма, но сохранить тоталитаризм. В 1977г была принята конституция СССР, отразившая двойственный характер брежневской политики. Она полностью сохранила антидемократическую машину власти и в то же время попыталась расширить перечень гражданских прав и свобод. Но и на них легла печать двойственности: к формулировкам из международных документов добавлялись цели коммунистического строительства. В Конституции была включена статья 6-я, закрепившая руководящую роль КПСС в общественной и государственной жизни. Социализм без свободы доживал свои последние годы. Общественное мнение в этот период ещё не обрело силы, чтобы заставить власти дать народу права и свободы, но добилось многого, и, прежде всего дискредитации сталинского тезиса о мнимой свободе при социализме и несвободе при капитализме, который стал восприниматься наоборот, овладевая массами, это был главный сдвиг, подготовивший перестройку. Вот что происходило в обществе, что же творилось в науке. А наука государственного права является поистине печальным зрелищем в тоталитарном обществе. Её удел обоснование демократизма очевидной диктатуры и разгула насилия. В рамках постоянной борьбы против буржуазного юридического мировоззрения несколько поколений советских государствоведов развивали ложные теоретические концепции о демократической природе советского государственного права, его тесной связи с массами.

Перейти на страницу: 1 2 3


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.