1. ВСТУПЛЕНИЕ

Перемены, которые происходят в школе, радуют, обнадеживают. Введение новых предметов, просмотр прежних программ – требование времени.

И как нужно все продумать, предусмотреть – ведь зерна «разумного вечного» взойдут через год! Избежать ошибок можно, лишь анализируя уроки прошлого и внимательно вглядываясь в день сегодняшний.

Что-то было упущено педагогикой 5-10 лет тому назад, если сейчас так остро встают проблемы нравственности, морали, трудового воспитания, если пестрят средства массовой информации выступлениями о неуважительном отношении к памятникам старины и засорении великого русского языка иностранными словами, если мы забыли, что можно встречать гостей душистым чаем или дарить ромашки, если, усевшись рядышком, не можем спеть ни одной русской песни от начала до конца. Бесконечные «если»…

Что-то изменилось в русском человеке? Конечно, изменилось – потерялось, забылось в сумятице лет, в каждодневной суете.

Что поможет нам вернуть утраченное, восстановить складывающуюся веками систему нравственных ценностей, человеческих отношений, в которых мужчина – «орел», «сокол», мужественный, сильный, защита и опора для нее – «павушки», «лебедушки», скромной, грациозной и трудолюбивой, и которые определяются словами:

«Не с богатством жить, а с советом,

Не с хоромами – с человеком».

Думаю, что серьезную помощь здесь может оказать обращение к фольклору. Особенно необходимо его животворное, очищающее влияние маленькому человеку. Напившись из этого чистого родника, он познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций. А значит, вырос и настоящим человеком.

Успехи в деле воспитания подрастающего поколения

средствами фольклора есть, и немалые. Одних только фольклорных детских групп в Российской Федерации около 300. Но это коллективы самодеятельные, а необходимо всеобщее фольклорное образование.

Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся т.е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планом, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья. История оставила не мало фактов свидетельствующих об успешном использовании с древнейших времен терапевтических возможностей музыкального искусства. Музыкальная терапия вместе с арттерапией, т.е. терапией средствами изобразительного искусства может стать эффективным методом лечения школьных неврозов, которые все больше поражают учащихся как в процессе получения образования, так и в современной жизни вообще. Нынешняя школа должна всеми возможными средствами помочь обществу решать эти проблемы. В этой связи представляются уникальными возможности урока музыки и изобразительного искусства как средства реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе.

Лобанова А.Е. в статье «Возможности урока как средства реализации здоровьесберегающих технологий», опубликованной в журнале «Музыка в школе №3» за 2005 год отмечает, что основной акцент становится на приобщении детей к произведениям музыкального искусстава: произведения «Золотого фонда» музыкальной культуры неоднократно повторяются на разных этапах обучения школьников. При сохранении «Золотого фонда» произведений композиторов, классиков и детского песенного репертуара необходимо усилить акцент изучение музыкального фольклора, как русский песенный фольклор – это естественная система интегративной арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая в себе скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности.

Создание спектакля на основе песни является неизбежным, а соединение нескольких песен в единое композиционное целое, уже предполагающее и наличие диалоговых структур, переносит акцент с вокально - и музыкотерапии, а также терапии танцевально-двигательной, на драму. В ходе проведения не традиционных форм урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмам и его цветовыми сочетаниями, характера узора. Время, выделяемое на дополнительное включение и расширение фольклорного компонента определено, как резервное время учителя.

Использование фольклора на уроках музыки предусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности исполнительско-творческое и слушательское. Е.А.Лобанова говорит, что в народных детских песнях особенно заметна непосредственная связь с речевым интонированием. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и их легкие дыхания голосовой аппарат. Прекрасным образом введены элементы телесной терапии в русских народных хороводах таких как «Каравай», «Капустка», «На горе-то, калина». В различных хороводах или играх происходит смена партнеров таким образом, что участник контактирует с каждым их группы. Деятельная работа Е.А.Лобановой основанная на принципах фольклорного творчества, развивает эмоционально чувственную сферу, художественно- образная, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать различные творческие проявления детей в т.ч. в инсценировании русских народных песен. Задание «Разыграй песню» можно предлагать учащимся используя тексты и сюжеты русских народных песен: «Как под наши ворота», «На горе-то, калина», «Как пошли наши подружки» и др. Исполнение может исполняться характерными движениями, жестами, звучанием народных инструментов.

Перейти на страницу: 1 2


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.