2. Использование фольклорных материалов на уроках музыки.

организуется групповая работа по определению жанров подобранных песен, предлагается задание на сравнение:

Какие характерные интонации, особенности ритма и другие средства выразительности отличают колыбельную песню от плясовой, солдатскую от трудовой, лирическую от хороводной?

Обрядовые:

1) калядки

Каляда, каляда!

Подавай пирога,

Блин да лепешку

В заднее окошко.

Новый год пришел,

Старый угнал,

Себя показал!

Ходи, народ,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять!

Или:

Что в поле, в поле,

На вороном коне.

Сам Бог ездя, жито сея,

Пречистая мати, обедать нося,

Обед относя, Бога прося.

Зароди, Боже, жито, пшеницй.

Ни кукулёчка, ни василёчка

Для своей ласки кольца колбаски

С Новым годом, с Новым родом.

Чтоб здоровы были,

Много лет жили.

2)масляничные

Масляная, счастливая

Протянися далеко.

Запрягу я бугая, бугая

Куда люди- туда я, туда я

Масляная, счастливая

Протянися далеко.

Люди едут по горелочку, по горелочку,

А я следом по-маленечку, по-маленечку

Масляная, счастливая

Протянися далеко.

Зарезали свинку, свирку

Сало, ноги в скрынку, в скрынку.

Масляная, счастливая

Протянися далеко.

А кто сыру не дае, не дае

Нихай тому погние, погние

Масляная, счастливая

Протянися далеко.

3) пасхальные,

Пасхальная-хороводная

Что с под Киева, с под Чернигова

Вой ли, вой-лю-ли из под Чернигова.

Там текла речка быстрая

Вой ли, вой-лю-ли речка быстрая.

Речка быстрая, бережистая.

Вой ли, вой-лю-ли бережистая.

На той речке лежит кладочка

Вой ли, вой-лю-ли лежит кладочка.

По той кладочке брат с сестрою шли

Вой ли, вой-лю-ли брат с сестрою шли.

Сестра утонула, речка молвила

Вой ли, вой-лю-ли, речка молвила.

Ты не пей, братец из речки воды.

Вой ли, вой-лю-ли, из речки воды.

Ты не ешь, братец, рыбы белыя.

Вой ли, вой-лю-ли, рыбы белыя.

Не рви, братец, желтых красочек.

Вой ли, вой-лю-ли, желтых красочек.

Не топчи братец шелковой травы.

Вой ли, вой-лю-ли, шелковой травы.

Из речки вода – это кровь моя.

Вой ли, вой-лю-ли, это кровь моя.

Рыба белая – то тело мое.

Вой ли, вой-лю-ли, - то тело мое.

Желты красочки – то краса моя.

Вой ли, вой-лю-ли, краса моя.

4) свадебные

Пойду замуж, хоть отведаю.

Добря будя, так я жить буду.

Плохо будя, так я назад приду.

Красуйтеся, мои девушки, перед матерью.

Как я матушки красовалася.

За юбочку, да и на уличку.

За платочек, да и на вечерочек.

Одними из самых первых песен древних славян были песни, связанные с их языческими верованиями. Славяне одухотворяли силы природы, верили в то, что магическими действиями и заклинаниями можно добиться лучшего урожая. От которого зависела жизнь. Поэтому наиболее древние песни связаны с культом земли и солнца. И до сих пор в детских припевках звучат призывы, с которыми славяне обращались к силам природы, как к живым существам: «Дождик, дождик пуще!», « Солнышко, солнышко, выгляни в окошко!».

Песни и обряды приурочивались к определенным дням и месяцам года и поэтому позже получили название календарных. Эти обряды постепенно опоэтизировались, в них вносился элемент игры, но песне всегда принадлежала здесь ведущая роль.

Перейти на страницу: 1 2 


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.