Современные зарубежные педагогические концепции

Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечелове­ческих добродетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, способности к самопожертвованию и т. п. Только эти качества, считают неотомисты, могут еще спасти нашу не­сущуюся к самоуничтожению цивилизацию. Мир, основанный на двух противных человеческой природе принципах - погоне за наживой и голой утилитарности, - беспрерывно умножает нужду и рабство, говорил Ж. Маритен еще в 1920 г. Система, обращающая людей только к земному, придает человеческой деятельности нечеловеческое содержание и дьявольское на­правление, ибо конечная цель этого бреда - помешать челове­ку вспомнить о Боге. Цель воспитания выводится из христиан­ской нравственности, религиозных положений о смирении, терпении, непротивлении Богу, который всех испытывает, но по-разному: одних богатством, других бедностью, и против этого нельзя бороться. Ближняя цель - христианское усовер­шенствование человека на земле. Дальняя - забота о его жиз­ни в потустороннем мире, спасении души.

В содержании образования нужно четко разграничивать «истины разума и истины веры». Эта формула, по выражению Ж. Маритена, должна быть «начертана золотыми буквами над входом в любое учебное заведение». Религия пронизывает все предметы учебного плана - от арифметики до зоологии. «Ко­нечно, не существует католической химии; тем не менее на уроках химии, которая преподается в католической школе де­тям-католикам католическим учителем, налицо будет сознание наличия Бога и благоговение перед ним . Католический пре­подаватель никогда не позволит себе настолько увлечься свои­ми пробирками, чтобы забыть о возвышенном», - пишет аме­риканский педагог-неотомист У. Макгакен1.

Для обращения в свою веру неотомисты удачно используют обострившуюся экологическую ситуацию; преподнесенные на конкретных фактах идеи находят отклик у все большего числа людей. Неудивительно, что сеть учебных заведений религиоз­ного характера постоянно расширяется. Особенной популяр­ностью католические школы пользуются в Италии, Португа­лии, Испании, Ирландии, Бельгии, Франции, ФРГ, Польше и многих других странах.

Бихевиоризм

(от англ. Behavior - поведение) - психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующееся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способно­стей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у истоков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), Представив эту связь в виде формулы 8 -> К. Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси и др.) дополни­ли ее положением о подкреплении, вследствие чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул - реакция - подкрепление».

Таким образом, главная идея необихевиоризма примени­тельно к воспитанию заключается в том, что человеческое по­ведение - управляемый процесс. Оно обусловлено применяе­мыми стимулами и требует положительного подкрепления. Для того чтобы вызвать определенное поведение, т. е. достичь за­данного эффекта воспитания, нужно подобрать действенные стимулы и правильно их применить. Будучи психологом-экс­периментатором, Б.Ф. Скиннер достиг выдающихся успехов в дрессировке животных. Анализ привел его к убеждению, что выработка заданного поведения у людей должна идти тем же путем. При этом нет необходимости признавать наличие «ра­зумности», «умственных способностей», «понимания», необяза­тельно даже предполагать, что «мотивация» представляет собой какую-то внутреннюю силу и становится поэтому обязатель­ным условием для воспитания и обучения. Достаточно придер­живаться схемы «стимул - реакция - подкрепление» и прин­ципов «оперантного обусловливания», чтобы в заданные сроки и с заданной силой сформировать требуемое поведение. Скин-нер считает анахронизмом «донаучные», как он их называет, взгляды на воспитание, согласно которым поведение человека обусловлено желаниями, характером, дарованиями. Это химе­ры, не имеющие реальной силы. Значение имеют лишь дейст­вия - ответные реакции на применяемые стимулы. Скорость достижения требуемого поведения регулируется факторами подкрепления - положительного или отрицательного, обеспе­чивающего повторяемость действий. Вне системы подкрепле­ния, считает Скиннер, люди вообще ничего не делают или де­лают очень мало. Говоря о молодежи, он утверждает, что она стремится к знаниям не как к орудию преобразования мира, а для того, чтобы добиться карьеры. Подкрепляя это стремление, можно достичь нужного поведения. Положительные факторы подкрепления, заключает Скиннер, вызывают «активное учас­тие человека в жизни, освобождая его от скуки и депрессии, делая его тем самым счастливым». Отрицательные факторы подкрепления выявляют наличие условий, которых человек старается избежать, что также сказывается на формировании типа поведения.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.