СВЯЗЬ ЭКОЛОГИИ И КУЛЬТУРЫ.

Целую научную систему, в которой воспитание мыслилось как всестороннее развитие человека, формирование его «во всех отношениях» на основе изучения и раскрытия природы человека во всех ее сложных аспектах, во всем многообразии отношений человека с себя подобными, с природной и социальной средой разработал К.Д. Ушинский. Ему принадлежит идея народности в воспитании, традиции, обычаи которой уходят корнями в отношения человека с родной для него природой.

В непосредственной и органичной связи с природой решал проблемы естественного воспитания Л.Н. Толстой. По его мнению, дети по своей природе стоят ближе к идеалу совершенства, чем взрослые, сформировавшиеся в условиях далекого от идеала общества. К народной педагогике восходят Толстовские идеи воспитания высоконравственной личности, глубокого, органичного соединения человека и природы, привлечение детей к разносторонней трудовой деятельности. В организованной им Яснополянской школе Л.Н. Толстой широко практиковал экскурсии, опыты, предпочитал показывать детям подлинные явления и предметы в их естественном, натуральном виде. [20, стр.30]

Таким образом, идея природосообразности воспитания многоаспектная и включает в себя:

а) «следование природе ребенка», учет возрастных и индивидуальных особенностей;

б) идею использования природной среды в целях воспитания, организацию взаимодействия ребенка с объектами окружающего мира;

в) соответствие воспитательного процесса особенностям окружающей природной и социальной среды, ее культурным традициям.

Идеи природо - и культуросообразности воспитания получили новый импульс в своем развитии. В начале XX столетия, как в зарубежной, так и в отечественной педагогике. Они приобрели некоторый крен в сторону социального воспитания, но, тем не менее, в работах ученых и практиков названного периода содержится большое количество положений,

представляющих научный интерес с точки зрения современных проблем экологического воспитания школьников.

Ряд авторов активно разрабатывали проблему «педагогики среды». Анализ архивных материалов деятельности института, методов школьной работы (существующего в Москве в середине 20-х годов и возглавляемого В.Н. Шульгиным) и действовавшие в нем секции «педагогики среды» (под руководством М.В. Крупениной) позволил выявить ряд ключевых позиций отечественной концепции «педагогики среды», значимых разработки современной системы экологического воспитания школьников.

Основополагающее значение имеет тезис о воспитывающей роли среды в самом широком смысле данного термина.

В отечественной педагогике имеется уникальный опыт использования в воспитательных целях природной среды и создания «открытой» педагогической системы в тесной взаимосвязи с окружающей, прежде всего, природной средой. Данный опыт и теоретические подходы принадлежат В.А. Сухомлинскому.

Воспитание человека через общение с природой пронизывает всю созданную им педагогическую систему. В.А. Сухомлинский неоднократно подчеркивал, что природа сама по себе не обладает магическим развивающим воздействием на ребенка, а превращается в фактор воспитания лишь в умелых руках педагога. Созданная им «книга природы» - своего рода программа развития младших школьников в процессе организованного взаимодействия с природной средой. Педагог включает детей в разнообразную деятельность, наблюдение явлений природы: мыслительную (по Сухомлинскому), художественную, трудовую, природоохранную. В процессе организованного взаимодействия детей с природой В.А. Сухомлинский решает комплекс педагогических задач: умственное воспитание, развитие памяти, мышления, нравственное, гражданское, эстетическое, трудовое, физическое развитие и оздоровление детей. Природа помогает ему воспитывать в детях такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность к сопереживанию, представляет ребенку богатый опыт по взаимодействию с окружающим.

Один из методологических принципов педагогической системы В.А. Сухомлинского четко обозначен в его высказывании: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность подчас как бы случайно, мимоходом». [18, стр. 183]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.