СУЩНОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

Как известно, воспитание в широком смысле слова -это процесс и результат развития личности под воздействием целенаправленного обучения и воспитания. Обучение же - это процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование человека.

Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Цель экологического воспитания - формирование ответственного отношения к окружающей среде, которая строится на базе экологического сознания.

Ответственное отношение к природе- сложная характеристика личности. Она означает понимание законов природы, определяющих жизнь человека, проявляется в соблюдении нравственных и правовых принципов природопользования, в активной созидательной деятельности по изучению и охране среды, пропаганде идей правильного природопользования, в борьбе со всем что губительно отражается на окружающей природе.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях.

Цель экологического воспитания достигается по мере решения в единстве следующих задач:

- образовательных- формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения;

- воспитательных- формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;

- развивающих- развитие системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности; развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды: интеллектуального( способности к анализу экологических ситуаций),эмоционального(отношение к природе как к универсальной ценности), нравственного( воли и настойчивости).

Было выявлено, что воспитание в широком смысле рассматривается многими учеными-педагогами как общественное явление, передача социального опыта одного поколения людей – другому. Однако, природная среда не менее, чем социум, содержит в себе развивающий, воспитывающий потенциал, реализация которого происходит не только, условно говоря, « при посредничестве» социума, но и в процессе индивидуального взаимодействия личности с природным окружением.

Процесс экологического воспитания в широком смысле – это процесс экологизации личности, формирование ее как носителя определенного типа

культуры взаимодействия с окружающей средой (природной и социальной, самим собой) под воздействием различных факторов окружающей среды

(включая целенаправленный педагогический процесс) и внутренней природы человека.

В широком смысле процесс экологизации человека выступает более емким понятием относительно процесса его социализации, что объективно обусловлено вторичностью человека и общества относительно природы.

Однако, следует заметить, что только благодаря процессу социализации экологическая культура формируется как качественное новообразование личности, ибо личность – понятие социального происхождения.

Под экологической культурой мы понимаем часть общей культуры – совокупность гармонично развитых интеллектуальной, деятельностной, эмоцианально-чувственной сфер, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром (природной и социальной средой, людьми, самим собой). Общее представление об экологической культуре конкретизируется на каждом этапе развития личности определенными показателями, что обусловлено психологическими особенностями возраста. Уровень развития экологической культуры выступает, таким образом, в качестве критерия экологической воспитанности ребенка.

Понятие экологической культуры – комплексное, распространяющееся на весь спектр взаимоотношений человека с окружающей средой и пронизывающее всю личностною структуру. Это понятие включает в себя и бережное, ответственное отношение к окружающему миру, и любовь к природе и ряд других понятий, которые неоднократно выдвигались как самостоятельные цели экологического воспитания.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.