Оборудование экологической тропы

Оно начинается с прокладки на местности маршрута тропы и составления крупно­масштабной картосхемы. Целесообразно провести обследование местности радиусом 50 м от полотна тропы, чтобы выявить и картировать интересные экскурсионные объекты или наметить места для их последующего создания.

Эта работа проводится во время внеклассных занятий с группой учащихся, которые увлекаются картографией, совместно с будущими экскурсоводами. Лучше, если руководит такой ра­ботой учитель географии Желательно, чтобы постоянными консультантами этой рабочей группы были учителя биологии, истории, труда, худо­жественного воспитания. При необходимости для консультации могут привлекаться местные специалисты.

После изготовления картосхемы на один из экземпляров наносится обозначение всех имеющихся на местности объектов экскурсий. На другом экземпляре карты обозначаются те объекты, которые планируется создать в ходе оборудования тропы. Предварительно инициативная группа совместно с консультан­тами тщательно обследует маршрут тропы и, в соответствии с конкретными условиями, выявляет места установки информа­ционных досок, экологических знаков и указателей, оборудова­ния обзорных точек, мостиков, переходов, мест отдыха. Опыт показывает, что для школьников все обозначения па рабочей картосхеме лучше проводить нумерацией. На том месте, где расположен экскурсионный объект, на карту наносят точку, пишут порядковую цифру и обводят кружочком. Для удобства работы экскурсоводов цифровые обозначения лучше проводить цветными фломастерами. Так, например, все натуральные объекты обозначают зеленым цветом, антропогенные красным, ин­формационные — черным. На оборотной стороне карты д.пог пояснение к цифровым обозначениям.

Нередко необходимые экскурсионные объекты экологической тропы расположены в стороне от маршрута или вовсе отсутст­вуют. Вместе с активом учащихся учитель-организатор плани­рует работу по комплектации тропы необходимыми объектами Например, можно использовать покинутые, но хорошо сохранивши­еся гнезда птиц, особенно врановых, хищников. Их аккуратно переносят и укрепляют в естественной обстановке в зоне тропы.

Опыт показывает, что на посетителей тропы разного возраста положительный воспитывающий эффект оказывают результаты труда школьников по защите и улучшению природного окру­жения. Поэтому целесообразно, чтобы вдоль маршрута тропы учащиеся выполняли разнообразные общественно полезные дела природоохранительного характера. Для этого можно рекомендо­вать создание микрозаказников для насекомых, пробных площа­док с искусственными гнездовьями и кормушками для птиц. Их успешно можно использовать для проведения исследователь­ской работы школьников в рамках изучения программного материала по зоологии и внеклассных занятий. Полученные учащимися результаты и выводы исследовательской работы на пробных площадках используются экскурсоводами для экологи­ческого просвещения посетителей тропы.

Целый ряд объектов школьники могут создать своими руками, искусно вписав их в ландшафт, окружающий тропу, например, на небольшом лесном ручье соорудить плотину. Установить поблизости натуральные погрызы деревьев этими животными. А в ближайшем к тропе овраге можно создать модель почвоэрозионного процесса и показать способы борьбы с этим грозным явлением разрушения почвы.

Одной из задач экологического образования является форми­рование бережного отношения к лекарственным, редким и ис­чезающим видам. На внеклассных занятиях школьники могут заложить в зоне маршрута тропы серию ботанических площа­док. На них с учетом экологических требований высаживаются лекарственные растения, редкие или исчезающие виды растений, характерные для данной местности. Опыт показывает, что не следует обозначать такие растения указателями, сведения о них целесообразно включать в рассказ экскурсовода или текст буклета.

Известно, что обугленные пятна кострищ разрушают природ­ную среду. Особенно много их в зонах неорганизованного отдыха. Наблюдения показывают, что большинство любителей посидеть у костра на природе не владеют навыками оборудования очага и последующего восстановления почвы на месте горевшего огня. Этот важный элемент экологической культуры поведения в природе важно всемерно пропагандировать на маршруте тропы. Полезно оборудовать в зоне маршрута тропы показатель­ное место отдыха с очагом.

Для обучения посетителей правилам восстановления поч­венного плодородного слоя на маршруте тропы целесообразно иметь кострище со снимаемым дерном, образцы восстановленной почвы на старых кострищах. Особое эмоциональное воздействие ;

производит на многих посетителей тропы сравнительный показ экскурсоводом кострищ разного возраста. На них видно, как . много требуется лет, чтобы на сожженной земле снова зазе­ленела трава.

Перейти на страницу: 1 2


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.