2.3. Факторы риска в семье алкоголиков, обусловливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам

Цель: выявление факторов риска в семьях алкоголиков, обусловливающие положительное отношение подростков к спиртным напиткам.

Критерии:

– родители не запрещают (поощряют) потребление спиртных напитков;

– периодическое употребление алкоголя родителями;

– основные финансовые затраты идут на потребление спиртных напитков;

– в семье приняты алкогольные традиции;

– отмечается затягивание праздничных торжеств;

– подростки вместе с родителями посещают компании, где употребляют спиртные напитки, и т.д.

Методы исследования.

1. Наблюдение за семьей и подростком.

2. Посещение семьи.

3. Беседа с родителями.

4. Беседа с педагогами.

5. Беседа с подростком.

По третьему этапу мы выявили, что в семьях алкоголиков присутствуют все (или почти все) вышеназванные критерии.

По результатам констатирующего эксперимента было установлено: одним из факторов, обусловливающих положительное отношение подростков к спиртным напиткам, является семья алкоголиков, в которой подросткам не запрещается:

– употребление спиртных напитков в присутствии родителей;

– свободное посещение школы;

– неподготовка к занятиям;

– бесконтрольно проводить свободное время.

РЕКОМЕНДАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА СЕМЬЕ

1. Необходимо помнить, что каждый «проблемный» подросток индивидуален и по своим особенностям, и по характеру трудностей, испытываемых им, а также по социальной ситуации развития.

2. Знать о болезненных проявлениях чувств в состоянии утомления или при общем ослаблении организма.

3. Помнить, что подростки, входящие в группу риска, наиболее уязвимы к негативным влияниям, неспособны к успешному преодолению возникших у них трудностей без специальной помощи.

4. Социально-культурная помощь.

Направления:

а) Организация совместного досуга всей семьи (возможно на государственные, муниципальные, общественные и частные средства). Дети и взрослые проводят свое свободное время вместе. Родители лучше узнают своих детей.

б) Организация семейного отдыха, такого как туризм (прогулки, экскурсии и т.д.).

в) Организация куров по ведению домашнего хозяйства и семейного бюджета.

г) Консультации: по вопросам, касающимся особенностей распределения обязанностей в алкогольной семье:

– нравственное, физическое, эстетическое, половое воспитание детей;

– трудовое воспитание в семье;

– проблемы организации режима труда, учебы, отдыха и досуга детей в семье;

д) Консультации по вопросам поддержания в семье здорового образа жизни. Помощь в организации обычаев и традиций, способствующих укреплению семьи.

5. Программа работы социального педагога с алкогольной семьей.

Цель: определить основные направления работы с семьей алкоголиков и поддержание коррекции благополучного климата в семье.

I. Диагностический этап.

1. Определение проблемы.

2. Анализ межличностных отношений в семье.

3. Положение детей в семье.

4. Отношения семьи и общества

Социальный педагог с помощью психологических методов или других методик выявляет те неблагоприятные явления, которые приводят к конфликту и возникновению проблем.

II. Поддержание благоприятного климата в семье, направленное на создание благоприятного микроклимата в семье в период кризиса.

III. Составление контракта (договора) между социальным педагогом, оказывающим помощь, и семьей или ее конкретным представителем. При составлении контракта необходимо определить желательные и осуществимые цели и задачи предстоящей деятельности. Роль социального педагога – определить предельные сроки, которые будут обязательны и для него и для семьи и в течение которых предполагается помочь семье в выборе и осуществлении целей.

Перейти на страницу: 1 2


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.