ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ УЧАЩИХСЯ.

Наконец, следует сказать о том, что у учащихся вспомогательных школ сравнительно долгое время господствуют элемен­тарные чувства. Объясняется это слабостью интеллектуальной регуляции чувства, которая, в свою очередь, приводит к тому, что у этих детей с опозданием и большим трудом формируются выс­шие духовные чувства. Речь идет о таких чувствах, как чувство долга, совесть, чувство ответственности и т. п. Значение воспитания этих чувств огромно, так как они занимают ведущее место в нравственном облике морально воспитанного человека.

Самооценка.Одним из важнейших факторов формирования личности является ее самооценка

В психологии под самооценкой принято понимать способность ребенка (или взрослого) к оценке своих личностных качеств Самооценка является сложным продуктом развития сознательной деятельности ребенка. Она формируется под влиянием оценки со стороны окружающих, а также собственной деятельности и собственной оценки ее результатов.

У умственно отсталых детей формирование самооценки имеет ряд особенностей:

Во-первых, формирование самооценки происходит у них зна­чительно медленнее и с большим трудом, чем у нормальных детей. Это обусловлено характером дефектов познавательной дея­тельности, негативными особенностями эмоционально волевой сферы, трудностями общения, недостаточно адекватным воспри­ятием действительности и т. п.

Во-вторых, добиться адекватности самооценки у учащихся вспомогательной школы значительно труднее, чем у нормальных детей, ввиду пониженной критичности и самокритичности умственно отсталых. В этом проявляется, как отмечал еще Л. С. Выготский, общая незрелость личности Завышенная самооценка не есть результат врожденного «самодовольства» дебилов, как это утверждает ряд ученых.

Уровень самооценки учащихся вспомогательных школ тесно связан с различными видами деятельности. Так, например, наименее адекватна самооценка в области учебной деятельности. По мере взросления учащиеся вспомогательных школ более объ­ективно оценивают свои достижения в учебной деятельности и свои интеллектуальные возможности. По данным Ж. И. Намазбаевой, наибольшей адекватности эта самооценка достигает к VIII классу.

Уровень адекватности самооценки тесно связан с возрастом умственно отсталых школьников. По данным В. А. Варянена, ис­следовавшего самооценку в системе личных взаимоотношений учащихся вспомогательных школ, в I—III классах дети ориен­тируются главным образом на оценку со стороны учителя, в IV—V классах проявляется завышенная самооценка, в VI—VII классах происходит развитие адекватности, связанное с возникновением большей критичности и самокритичности, к VIII классу самооценка стабилизируется, приближаясь к наибольшему уров­ню реалистичности. (Белкин А.С., стр. 5-10)

Перейти на страницу: 1 2 3 


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.