ПРИЧИНЫ И УСЛОВИЯ ПРЕСТУПНОСТИ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ПОДРОСТКОВ.

В процессе формирования личности в условиях нормальной социализации правовые запреты принимаются к сведению и впоследствии становятся привычными рамками деятельности данной личности, постепенно складывается социальный стерео­тип поведения. В основе этого стереотипа лежит индивидуаль­ное правосознание, базирующееся на общественном правосоз­нании. В личности воспитывается механизм социального само­регулирования, то есть готовность действовать в данной обста­новке определенным образом.

Развитие индивидуального правосознания всегда детерминировано окружающей социальной средой. На формирование ин­дивидуального правосознания воздействуют многочисленные фак­торы как общесоциального порядка, так и той микросреды, которая непосредственно окружает данную личность. В процес­се формирования индивидуального правосознания эти факторы преломляются через конкретные условия жизни и психологиче­ские особенности личности и реализуются в ее деятельности.

Основным механизмом правосоз­нания является речемыслительная деятельность человека. Од­нако это не означает, что при окончательном формировании правосознания не участвует эмоциональная сторона личности. Именно с участием эмоциональной сферы знание норм права и переживание их переходят у субъекта в глубокие правовые убеждения и неукоснительное их исполнение.

Правосознание формируется в течение всей социальной жизни индивида. Связь правосознания с нравственными чертами личности обычно проявляется в единстве правовых и моральных оценок.

Правосознание расширяет круг социальных знаний личности, определяющих в конечном итоге правовую надстройку.

Несоответствие индивидуального правосознания подростка и общественного правосознания создает предпосылки для его противоправного поведения и в том числе — для совершения различных правонарушений и преступлений.

Отклонения от норм сознания и поведения личности зависят от целого ряда причин, среди которых большое значение имеет влияние отрицательных факторов на формирование сознания личности.

Данные показывают, что не каждый гражданин хорошо знает законы и непременно оценивает свои действия с точки зрения требований общественного правового сознания. Умственно отсталые подростки имеют весьма поверхностные представления о правовых явлениях, не задумываются над юридическими последствиями своего поведения, над тем, как оценит это пове­дение общество. Безразличное, а иногда и неуважительное от­ношение отдельных людей к общественной оценке своих действий нередко приводит к появлению антиобщественных черт личности, что непосредственно проявляется в противоправных действиях. В этих случаях между правосознанием подростка и общественным правовым сознанием возникают противоречия. В ряде случаев эти противоречия становятся одной из главных причин преступления.

Ряд закономерностей

:

1. Правосознание умственно отсталого подростка, как правило, по ряду аспектов не совпадает с существующим общественным правосознанием, противоречит правовым нормам.

2. Такой подросток отрицает конкретную правовую норму или группу норм, защищающих общественные отношения, на ко­торые он посягнул.

Следовательно, при воспитании умственно отсталых подростков необходимо обратить особое внимание на те аспекты правосознания, которые отрицаются данной личностью.

Внутренним регулятором, важнейшей потребностью подрост­кового возраста, как мы уже отмечали, является потребность в самоутверждении, в реализации своих возможностей и способ­ностей и в признании окружающих

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.