ПООЩРЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ.

Исходящее от учителя вспомогательной школы наказание по большей части санкционируется общественным мнением коллек­тива. Более того, в глазах наказанного учащегося решающее значение имеет слово учителя. Это как будто бы облегчает его задачу. Но, с другой стороны, налагает на него повышенную от­ветственность. Он должен особенно тщательно взвесить, стоит ли наказывать, каковы должны быть степень и форма наказания.

Наказания должны быть очень индивидуализированы. Это означает, что они могут применяться лишь после того, как педагог выяснит мотивы, причины поступка и учтет возможные по­следствия.

Строгая индивидуализация наказаний во вспомогательной школе означает учет особенностей структуры дефекта, нервной системы, уровня интеллектуального развития и особенностей эмоционально-волевой сферы ребенка.

В тех случаях, например, когда ребенок отличается большой импульсивностью, расторможенностью, наказание может быть отсроченным При прочих равных условиях мера наказания рас­торможенных детей должна быть минимальной. Это связано с тем, что они бурно и неадекватно реагируют на осуждение сво­их поступков. Замечено, что расторможенные дети относятся к наказаниям очень болезненно. Детей заторможенных, малоак­тивных следует наказывать непосредственно после разбора всех обстоятельств, связанных с нарушением норм нравственности. Мера осуждения выбирается в зависимости от последствий по­ступка и отношения к нему ребенка Чем глубже его пережива­ния, тем меньше должна быть мера наказания.

Очень желательно, чтобы наказывающий ребенка педагог или воспитатель дал ему возможность почувствовать, что наказание есть вынужденная мера в интересах самого ребенка, следует вы сказать уверенность в том, что наказание поможет ребенку из­бавиться от недостатков и он никогда больше не даст повода для упреков.

Определяя вид наказания, педагог и воспитатель должны исходить не только из характера проступка, но и учитывать прежние наказания.

Какие виды наказания возможны во вспомогательной школе? Их можно подразделить на три основные группы:

1. Наказания, связанные с выражением морального порица­ния, общественного осуждения: а) устное замечание, выговор,

сделанные наедине, б) устное замечание, выговор, сделанные публично; в) публичное обсуждение (клас­сное собрание, педсовет, родительский комитет и пр.), письменное осуждение в стенгазете, в приказе, в письме родителям и пр.

2. Наказания, связанные с ограничением или лишением определенных прав. а) снятие с выборной должности; б) неизбрание на выборную должность, в) лишение награды, подарка, г) лишение права принимать участие в экскурсии, культпоходе, а состязаниях и пр.

3. Наказания, связанные с наложением дополнительных обязанностей, по принципу естественных последствий проступка намусорил — убери, сломал — почини, нагрубил — извинись,. подвел — исправь, помоги и пр.

Какую избрать меру наказания и в каких случаях, определить в теоретическом плане весьма сложно. Успех дела решают педагогическая грамотность педагога, его психологическая зоркость, опыт, интуиция (как проявление опыта и мастерства), высокая профессиональная и человеческая культура, педагогический такт.

Во вспомогательной школе следует избегать таких в доста­точной мере традиционных методов наказания, как вызов к столу, удаление из класса. Ставить провинившегося ученика около стола учителя по меньшей мере бесполезно. Стоящий около стола ученик отвлекается сам и отвлекает других. Кроме того, он, как правило, не обнаруживает заметного раскаяния за проступок.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.