3.2. ИССЛЕДОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

Как мы говорили ранее, что задача формирования орфографического навыка может успешно решаться при условии:

1) если в течении учебного года систематически и умело проводить повторение изученного;

2) если происходит развитие долговременной памяти на основе повторений.

Поэтому, как убедили нас наши исследования, чтобы сформировать орфографический навык, нужно постоянно, систематически повторять пройденный материал.

Так как наибольшая потеря информации происходит на протяжении первого дня после изучения, учителю необходимо работу по предупреждению забывания начинать сразу.

А так как мы выявили, что связь между развитием долговременной памяти и формированием орфографического навыка существует, то систематические упражнения, направленные на развитие долговременной памяти способствуют формированию орфографического навыка и наоборот.

Для этого можно использовать следующую систему упражнений.

1) В начале учебного года, например, при выполнении упражнений по правописанию безударных гласных в словах, учащимся могут быть предложены такие задания, в процессе которых они приводят в систему знания о гласных звуках и буквах.

Например, дается текст упражнения:

На дв_ре тр_ва, на тр_ве др_ва. На пушистом чистом снегу сл_ды зайца и л_сицы.

Задания:

а) списать текст, вставляя пропущенные буквы;

б) пропустив строчку, записать буквы, которые были пропущены в словах;

в) вспомнить правило правописания безударных гласных.

2) После изучения темы «Безударные гласные», упражнения по ней могут быть основными на уроке, однако, они проводятся систематически, почти ежедневно.

а) выборочный диктант с записью слов, имеющих безударные гласные в корне, и последующим анализом их по составу;

б) предупредительные диктанты с разбором слов по составу;

в) запись под диктовку текста с выделением графики тех корней, которые имеют безударную гласную;

д) диктант по памяти:

- записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов;

- записать по памяти слова, в написании которых в безударном слоге есть гласная буква Е;

е) зрительный диктант с предварительным разбором. Учащиеся проговаривают написанное слово с выделенной безударной гласной и записывают по памяти;

ж) индивидуальные карточки с заданиями направило правописания без гласных в корне:

- выпишите слова с безударными гласными: поляна, смелый, больница, вьется, молоко, посадки, моряк. Сделайте проверку;

- выберите правильный ответ:

Слова

1

2

3

4

П_ртрет

О

О

О

О

Агр_ном

О

О

А

О

Г_ризонт

А

О

О

А

з) можно использовать дидактические игры.

Например, игра «Подбери слово»: играющие делятся на две группы. Участник игры из первой группы произносит слово с безударным гласным. Один из играющих второй группы должен ответить словом, проверочным для данного.

3) При повторении темы «Парные звонкие и глухие согласные звуки». Можно использовать следующие типы упражнений:

а) определите слова, которые нужно проверить: костер, завод, сноп, клуб, нож. Произведи проверку;

б) чтение связного текста и отыскивания в тексте слов, которые, подходят под изучаемое правило в проверке; орфографическое и комментированное письмо этих слов;

в) написать по памяти слова из словарика с парной звонкой или глухой согласной на конце;

г) к каждому из данных слов подобрать слова так, чтобы в нем была парная звонкая или глухая согласная, требующая проверки при письме: рассказывать, обедать, соседи, возит, грызет.

4) В теме «Разделительный мягкий знак» предусматриваются упражнения в обнаружении слов разделительным мягким знаком в тексте:

Перейти на страницу: 1 2 3


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.