Особенности использования интегрированных уроков по математике и трудовому обучению при развитии наглядно-действенного и наглядно-образного мышления младших школьников.

На основе предварительного эксперимента мы определили, что у детей недостаточно развито наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. для более высокого уровня развития этих видов мышления были проведены интегрированные уроки математики и трудового обучения. уроки проводились по программе "Математика и конструирование", авторами которой являются С. И. Волкова и О. Л. Пчелкина. (см. Приложение №3).

Приведем фрагменты уроков, которые способствовали развитию наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Тема: Знакомство с треугольником. Построение треугольников. Виды треугольников.

Этот урок направлен на развитие умения анализировать, творческого воображения, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления; научить в результате практических упражнений строить треугольник.

Фрагмент 1.

Соедините точку 1 с точкой 2, точку 2 с точкой , точку 3 с точкой 1.

- Что это такое? – спросил Циркуль.

- Да это же ломаная линия! – воскликнула точка.

- А сколько в ней отрезков, ребята?

- А углов?

- Ну, вот это и есть треугольник.

После знакомства детей с видами треугольника (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный) были заданы следующие задания:

1) Обведите вершину прямого угла треугольника красным карандашом, тупого угла – синим, острого – зеленым. Закрась прямоугольный треугольник.

2) Закрась остроугольные треугольники.

3) Найдите и отметьте прямые углы. Посчитайте и запишите сколько прямоугольных треугольников изображено на чертеже.

Тема: Знакомство с четырехугольником. Виды четырехугольников. Построение четырехугольников.

Этот урок направлен на развитие всех видов мышления, пространственное воображение.

Приведу примеры заданий на развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Фрагмент 2.

I. Повторение.

а) повторение об углах.

Возьмите лист бумаги. Произвольно согните его. разверните. получили прямую линию. Теперь согните лист по-другому. Посмотрите на углы, которые получили без линейки и карандаша. Назовите их.

Согните из проволоки:

После знакомства с четырехугольником и его видами, были предложены следующие задания:

1)

Сколько квадратов?

2) Сосчитайте прямоугольники.

4) Найдите 9 квадратов.

Фрагмент 3.

Для выполнения практической работы было предложено такое задание:

Скопируйте данный четырехугольник, вырежи его, проведи диагонали. Разрежьте четырехугольник на два треугольника по той диагонали, которая длиннее и выложи из полученных треугольников такие фигуры, как показаны ниже.

Тема: Повторение знаний о квадрате. Знакомство с игрой "Танграм", конструирование из его частей.

Этот урок направлен на активацию познавательной деятельности через решение логических задач, развитие наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, внимания, воображения, стимулирование активного творческого труда.

Фрагмент 4.

II. Устный счет.

- Урок начнем с небольшой экскурсии в "геометрический лес".

Дети, мы с вами попали в необычный лес. Чтобы в нем не заблудиться, надо назвать геометрические фигуры, которые "спрятались" в этом лесу. Назовите геометрические фигуры, какие вы здесь видите.

Задание на повторение понятия прямоугольника.

- Найдите соответствующие пары, чтобы при их сложении получалось три прямоугольника.

На этом уроке использовалась игра "Танграм" – математический конструктор. она способствует развитию рассматриваемых нами видов мышления, творческой инициативы, смекалки (см. приложение №4).

Для составления плоскостных фигур по образу необходимо не только знание названия геометрических фигур, их свойств и отличительных признаков, но и умение представить, вообразить, что получится в результате соединения нескольких фигур, зрительно расчленить образец, представленный контуром или силуэтом, на составляющие его части.

Перейти на страницу: 1 2


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.