1. История становления профориентации.

Начало профориентации нередко относят к 1908 г.—к момен­ту открытия первого профконсультационного бюро в г. Бостоне (США). Однако согласно другой точке зрения профориентация появилась гораздо раньше, в глубокой древности. Возникла проф­ориентация из потребностей развития человеческого общества, а потому она, как и общество, имеет свою историю и предысторию. Естественно, что профориентация не могла появиться раньше,

чем

появились профессии, а следовательно, и потребность в ориента­ции на эти профессии.

История появления некоторых элементов оценки профпригодности человека уходит в глубину веков. Это относится в основ­ном к диагностике знаний, умений и способностей. Уже в середине III тысячелетия до н.э. в Древнем Вавилоне проводили испыта­ния выпускников школ, готовивших писцов. Благодаря обширным по тем временам знаниям профессионально подготовленный писец был центральной фигурой месопотамской цивилизации; он умел измерять поля, делить имущество, петь, играть на музыкальных инструментах. Во время испытаний проверяли его умения раз­бираться в тканях, металлах, растениях, а также знания всех че­тырех арифметических действий.

В III тысячелетии до н.э. в Китае существовала широко рас­пространенная должность и профессия правительственного чинов­ника. Соответственно и здесь появились первые элементы профотбора на эту должность. Церемонии заметно способствовала атмосфера торжественности и благолепия вокруг молодых людей, осмелившихся держать государственные экзамены на занятие этой должности. Экзамены эти в китайском обществе воспринимались почти как празднество. Тему экзамена нередко давал сам импе­ратор, он же проводил непосредственную проверку знаний на за­ключительном этапе многоступенчатого конкурсного отбора пре­тендентов.

Другие примеры дает нам древняя история Спарты, Афин, Ри­ма. В Спарте была создана и успешно осуществлялась система воспитания воинов, в Риме — система отбора и обучения гладиа­торов.

Данных, подобных приведенным выше, имеется много, и все они указывают на довольно ранний период возникновения элемен­тов того, что сейчас принято называть профдиагностикой и профотбором. Если исходить из распространенной сейчас точки зрения о включенности профдиагностики и профотбора в систему про­фессиональной ориентации, то можно сказать, что профориентация возникла давно.

Однако если теперь посмотреть на профориентацию как на общественный процесс, включающий в себя не только отмеченные выше профдиагностику и профотбор (подбор), но также профпросвещение, профконсультацию, социально-профессиональную ориентацию и профессиональное воспитание, то станет ясно, что профориентация как научно осмысленная деятельность человека могла появиться лишь позже, с той поры, когда начала набирать силу тенденция дифференциации и интеграции отдельных наук. Следовательно, приведенные выше исторические данные рассматривать как указание не на историю, а на предысторию возникновения профориентации. История началась намного позже, в период коренной ломки общественного под напором развития крупной машинной индустрии, т.е. в период развитого капитализма с его неизбежными спутниками – повышением интенсивности производственных процессов, возрастанием роли специализации и профессионализации труда, а также с вынужденной необходимостью осуществления профессиональной подготовки огромных масс рабочих.

Именно в это время определилась практическая потребность в привлечении рабочей силы, ее обучении и распределении на различные трудовые операции в соответствии с индивидуальными различиями и способностями людей.

Основателем научного изучения индивидуальных различий считается английский ученый Френсис Гальтон.

В январе 1908 года в г. Бостоне, как уже отмечалось выше, начало работу первое бюро профориентации молодежи для оказания помощи подросткам в определении их жизненного трудового пути. Деятельность этого бюро и принято считать началом профориентации. Затем аналогичное бюро учредили в Нью-Йорке. В его задачи входило изучение требований, предъявля­емых к человеку различными профессиями, более летальное по­знание способностей школьников. Бюро вело свою работу в кон­такте с учителями, пользуясь тестами и анкетами. Опыт деятель­ности этих бюро стал широко распространяться в США, Испа­нии, Финляндии, Швейцарии, Чехословакии и других странах.

В своей работе бюро руководствовалось следующими положе­ниями:

по значимости выбор профессии можно приравнять к супру­жескому выбору;

профессию лучше выбирать, чем надеяться на удачный слу­чай;

никто не должен выбирать профессию без тщательного раз­мышления, без опоры на профконсультанта;

молодежь должна ознакомиться с большим числом профессий, а не браться сразу же за “удобную” или случайно подвернувшуюся работу;

выбор профессии протекает тем успешнее, чем внимательнее профконсультант изучит особенности личности выбирающего, фак­торы успешного выбора и мир профессий.

В США больший акцент делался на профотбор. Вопросам про­фессионального отбора много внимания уделял директор психо­логической лаборатории Гарвардского университета профессор

Перейти на страницу: 1 2


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.