Метод проектов на предмете Информатика

На предмете Информатика проектный метод позволяет использо­вать все воспитательные и дидактические возможности. Он разворачивается для нас, во-первых, как один из методов проблемного обучения активизирующий и углубляющий познание; во-вторых, как метод, позволяющий обучать самостоятельному мышлению и деятельности, в-третьих, как метод, дающий возможность обучать групповому взаимодействию, что важно для социализации учащихся, для формирования профессиональных навыков в предпрофессиональном обучении на Информатике.

Метод проектов относится к активным способам обучения. В процессе работы над проектом происходит тесное личностное взаимодействие ученика с учителем на принципах равного парт­нерства, общение старшего по опыту товарища с младшим с одно­временным отсутствием диктата со стороны учителя и достаточ­ной степенью самостоятельности для ученика. Такого не бывает при пассивных методах обучения. В отличии от пассивных спосо­бов обучения метод проектов вовлекает учащегося в деятель­ность, где целью является получение интересного для обучае­мого результата - результата работы над проектом - что является сильным мотивантом. В большинстве случаев при работе тради­ционным способом ученику зачастую остается неясным для чего и почему ему необходимо выполнять те или иные упражнения, решать те или иные задачи. Кроме карающей или поощряющей отметки учите­ля других мотивантов в поле зрения ученика, как правило, нет.

При работе над проектом ученик сам видит, на сколько удачно он поработал, отметка становится менее важным фактором по сравнению с достижением цели проекта или его промежуточных результатов. Оценка учителем его личностных качеств, прояв­ленных в процессе работы (усидчивость, находчивость, воля в преодолении трудностей, аккуратность, кропотливость, сообразительность и другие), становятся для ученика более весомой, чем отметка по предмету за предъявленные знания. Вопросы вос­питания и самовоспитания приобретают большую значимость для раз­вивающейся личности. Появляются реальные условия для бескон­фликтной педагогики, воспитания самокритичности, обучения са­моанализу и рефлексии. Интерес к проекту и результату выпол­нения проекта обеспечивается методикой его использования.

С помощью метода проектов осуществляется «деятельностный» подход к воспитанию и обучению (learn by doing). На предмете Информатика, с ярко выраженной практической направленностью, деятельностные формы обучения позволяют обучать предметной дея­тельности в процессе учебной деятельности. Под предметной дея­тельностью мы понимаем деятельность в пределах одной предметной области. Для школьного предмета Информатика предметная область очерчивается содержанием преподаваемого предмета с его расши­рениями и углублениями при профилированном преподавании. Так, целью проекта учитель может ставить практический результат, по­лучаемый с помощью компьютера, программных сред, пакетов про­грамм, оболочек и пр., которые каждый ученик должен освоить в процессе обучения на предмете. Он дает возможность организовать эту деятельность в интересной для учеников форме, целенаправив на значимый для них результат - продукт коллективной познава­тельной, творческой работы. Практические занятия превращаются в увлекательное, целенаправленное дело. Освоение программных средств и вычислительной техники становится более осмысленным, работа учащихся осознанной, увлекательной, прагматически и по­знавательно мотивированной.

При работе над большим проектом, требующим пошаговой организации, системного подхода в проектной деятельности появляется возможность обучать учащихся системной самоорганизации мышле­ния и деятельности. Такой подход заключается в расчленении об­щей задачи проекта на подзадачи, определение подцелей, органи­зации этапности в работе, синтез общего результата из резуль­татов решения подзадач. Работа по продвижению шаг за шагом от задачи к задаче, не теряя из виду главной цели проекта, носит поисковый характер, позволяет научить системному подходу в реше­нии проблем проекта. Для Информатики системный подход в решении задач является учебным умением, вырабатываемым в процессе обу­чения, навыком. Так, системный подход необходим в конструи­ровании алгоритмов для различных исполнителей. Когда исполни­телем является ЭВМ, говорят о системном подходе к программирова­нию, о структурном программировании. Этот подход, стиль про­граммирования, изучается на предмете Информатика в разделе содержания «Элементы программирования». С другой стороны, навы­ки системной самоорганизации необходимо вырабатывать при науче­нии учиться: от целеполагания в учении к выбору стратегии в до­стижении цели и далее через определение тактики, через планиро­вание и организацию своей деятельности к достижению успеха. При регулярном использовании этого подхода у учеников вырабатывается умение самостоятельно планировать учебную деятельность. Они учатся использовать этот подход в других областях, закладывается навык планирования и целеполагания, системный подход в будущей профессиональной деятельности, в повседневной жизни.

Перейти на страницу: 1 2


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.