Система  педагогического  просвещения  в  России  во второй половине ХIХ в..   Педагогическая  мысль 

Чернышевский считал одним из ведущих свойств челове­ка активность, а важными источниками активности - потреб­ность в ней и осознание этой потребности. Отсюда он выводил необходимость воспитания разнообразных познавательных, умственных, эстетических, трудовых и иных потребностей. Таким образом, развитие потребностей - важнейшее условие становления личности.

Добролюбов

критиковал ущемление права на образование в тогдашней России из-за сословных, религиозных, нацио­нальных ограничений. Полноценное образование, замечал он, остается в русском обществе "монополией" богатых.

Добролюбов стоял на демократической позиции и видел иде­ал воспитания в удовлетворении "естественных стремлений" человека, которые "могут быть выражены в двух словах: что­бы всем было хорошо". Исходя из принципа антропологизма (че­ловек - "целое, нераздельное существо").

Добролюбов указывал на необходимость воспитания активного общественного человека, который осознает собственные разнообразные потребности в деятельности. При, этом делились радикальные, далеко идущие выводы. Поскольку общество и воспитание мешают естественным потребностям деятельности личности, следует "предпринять коренное изменение для общественных отношений, господствующих над нами и изменяющих нашу деятельность".

Излагая свое педагогическое кредо, Добролюбов заявил, что современная система воспитания и обучения убивает в детях и подростках "внутреннего человека", лишает их сил.

Таким образом, Добролюбов помещал в центр воспитания" заботу о личности ребенка, о ее разностороннем развитии, о подготовке юного человека к активной и счастливой жизни. Цель образования не столько сообщение неких знаний, сколь­ко научение "думать самостоятельно, внушить . любовь к зна­ниям, сообщить . ясные и полные понятия, дать материал для деятельности всем способностям и полный простор для их развития".

Владимир Яковлевич Стоюнин

(1826-1888)

, исповедовал идеи общечеловеческого, гуманного и народного воспитания. Он много размышлял о сущности национального характера воспитания. Стоюнин писал: "Для того чтобы перестроить наши школы на национальных началах, надо учесть народ­ную психологию и историю, согласовать школу с общественными потребностями, принять во внимание строй семьи, экономические, климатические и прочие условия народ­ной жизни".

Стоюнин ратовал за развитие наряду с классическим совре­менного среднего образования, в котором, по его убежде­нию, общество испытывало все большую потребность. Он вся­чески приветствовал частную инициативу в создании гим­назий и прогимназий и полагал возможным для школы дистанцироваться от государства.

Василий Иванович Водовозов

(1825-1886)

особенно наста­ивал на соблюдении в начальной школе наглядности и после­довательности обучения. Он писал в этой связи в своей книге "Предметы обучения в народной школе" (1873): "Мы знаем, что ребенок приобретает представления и понятия лишь пос­ле того, как предмет разносторонне действовал на его чув­ства. Следовательно, при всяком объяснении предмета нуж­но обращаться к чувствам ребенка; преподавание должно быть наглядным в обширном значении этого слова, то есть следует не только показывать ребенку предмет, но и давать, где нуж­но, осязать его, действовать и на слух, и на обоняние, и на вкус учащихся. Ребенок имеет лишь понятие о том, что он ви­дел и наблюдал, и только постепенно, через скопление новых наблюдений, переходит к новым понятиям. Следовательно, в преподавании нужно иметь в виду то, что ребенок знает, что он твердо усвоил путем впечатлений, какие давала ему окру­жающая жизнь. Иначе говоря, надо начинать с ближайшего, известного, вполне доступного ребенку".

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.