Аллан Фромм о педагогическом образовании родителей

В современной образовательной системе складывается примечательная ситуация: в силу различных причин множество взрослых сегодня получают второе, высшее психолого-педагогическое образование. Как правило, у этих людей уже есть собственные дети, иногда даже внуки, поэтому они с осознанным интересом относятся к новым знаниям. И очень часто после занятий по педагогике или психологии они с обидой восклицают: «Это же так нужно для семейной жизни, для воспита­ния! Но почему раньше нам об этом никто не сказал? Так много времени упущено .».

Упущенное все же можно наверстать благодаря большому числу зарубежных и отечественных книг, посвященных самым разнообразным проблемам воспи­тания и обучения наших детей. Нам в чем-то повезло: конец 1980-х — 1990-е годы можно назвать периодом открытий. Причем это касается не только истории на­шей страны, но и узнавания новых взглядов на лич­ность, на процесс ее становления, на отношения взрослых и детей.

С открытием «железного занавеса» на нас обрушил­ся поток самой разнообразной литературы по психоло­гии, психиатрии, образованию. Этот поток привлекает не только новыми подходами, но и самой формой из­ложения материала: свободной, доверительной, иногда ироничной, лишенной наукознания. Непростая задача — подготовить читательскую аудиторию к иному вос­приятию психолого-педагогической литературы — вы­пала первым изданиям на русском языке книг Э. Бер­на «Игры, в которые играют люди .», Дж. Добсона «Непослушный ребенок», А. Фромма «Азбука для ро­дителей» и др.

Книга одного из ведущих специалистов в области педиатрии, детской психологии и психиатрии А. Фромма во многом необычна. Прежде всего своим названи­ем — «азбука», то есть руководство начинающим, де­лающим первые шаги, «азбука для родителей», то есть для тех, кому приходится учиться всю жизнь. Ориги­нальность этой книги и в изложении материала. Обыч­но издания подобного рода опираются или на возраст­ной подход (последовательное описание развития, взросления ребенка), или на ситуативный подход (опи­сание конкретного случая из жизни, подробный ана­лиз, психолого-педагогические рекомендации).

«Азбука» А. Фромма, используя оба подхода, по­строена в виде словаря-справочника, в котором, наря­ду с сугубо научными понятиями «адаптация», «психо­терапия», «тест интеллекта», читатель узнает, «когда ребенок говорит неправду», в чем разница между «не­послушанием» и «пассивным сопротивлением», как вли­яет на ребенка «распад семьи или развод», кем явля­ются для ребенка «мать» и «отец». Такое построение книги облегчает поиск той или иной ситуации. Одно­временно он формирует у родителя ассоциативный ряд, связанный с интересующей темой: автор не толь­ко описывает конкретный случай, но и связывает его со сходными ситуациями и понятиями. Так, типичный случай в воспитании «Когда дети дерутся» Аллан Фромм предлагает рассмотреть и с точки зрения аг­рессивности, дисциплины, соперничества братьев, стремления сломать игрушку. В таком контексте у ро­дителей формируется целостный и, возможно, более объективный взгляд на события, происходящие в жиз­ни ребенка.

Правда, тональность отечественных и зарубежных книг, как правило, различалась и различается. В 1950-1970-е годы советская педагогика анализировала и убеждала нас в решающей роли коллектива на про­цесс формирования личности, а западные исследовате­ли тех лет подчеркивали необходимость сохранять уникальность и укреплять самодостаточность в лично­сти.

Позже, в 1980-е годы, исследования западной пси­хологии понемногу начали осваиваться отечественной наукой. У психологов конца 1980-х—начала 1990-х го­дов актуальными стали проблемы, связанные с самопознанием, самосовершенствованием, самоутверждением конкретной личности. Такое положение явилось объек­тивной и достаточно закономерной реакцией на психо­логию «усреднения», на политику нивелирования инди­видуальности.

Перейти на страницу: 1 2


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.