1. ВВЕДЕНИЕ

17 век ознаменовался глобальными изменениями в Российском государстве. Правление Петра I переориентировало направление развития Руси и в политическом и в светском смысле. «Европеизация» коснулась не только образа жизни дворянского сословия, но и многих областей жизни всего населения. Армия, медицина, науки, искусства подчинялись высочайшим указам Петра. В частности, трансформация коснулась и педагогической мысли России. Потребность в новых специалистах породила создание новых учебных заведений, способных удовлетворить запросы государственной машины. Реконструкция, проводимая Петром по западному образцу, требовала решения многих утилитарных задач. Петр прекрасно осознавал необходимость в подготовке собственных кадров и отдавал приоритет отечественным специалистам, но выращенным русской образовательной системой по подобию западных образцов. «Петр Великий и его ближайшие преемники основывали разные училища не для удовлетворения потребности высших классов в образовании (этой потребности не было), но для того, чтобы иметь лиц, подготовленных к различным родам государственной службы» - писал К.Д.Ушинский. Азиатская Русь стала полигоном для Петра для создания нового общества и государства. Но консерватизм, приверженность старым традициям русского народа не были благодатной почвой для подобных экспериментов.

Большинство изменений коснулись, в основном, высших слоев общества – Петр Первый стремился изменить то, что видел. Низшие слои – крестьяне, весь народ – остались вне поля зрения Петра и эта эпохальная реконструкция касалась их косвенным образом. В основе народной педагогики лежали, прежде всего, Ветхий и Новый завет. Традиции Домостроя практически не изменялись с течение времени. В разрушении старых представлений о воспитании, поведении представлялась большая опасность для церковного духовенства. Церковь противилась, как могла «крамольным» нововведениям Петра. Но, как пишет Г.Б.Корнетов в своей работе «Всемирная история педагогики»: «несмотря на то, что в XVIII веке церковь превращается в департамент государственного аппарата и лишается своей земельной собственности, православие остается доминантой духовной жизни, особенно в массовом сознании. Крестьяне, составляющие большинство населения России, продолжают сохранять уходящий в глубь столетий патриархально-общинный уклад жизни; их социализация (в том числе и воспитание) носит выраженный традиционный характер».

Петр «поставил» для России своеобразную «планку» западных достижений, до которой она могла дотянуться, только вырастив собственных специалистов. Предполагалось, что это будут дворянские дети, и дети среднего сословия – купцов, торговцев. Низшее, крестьянское сословие оставалось, практически, без внимания. Образование и воспитание становятся новым требованием времени. Государству, Петру, прежде всего, для выполнения собственных замыслов нужны образованные люди.

Два человека, жившие в одно время, так или иначе занимавшиеся вопросами образования – Петр Первый и Св. Дмитрий Ростовский. Царь формировал «растил» себе «помощников» для воплощения собственных идей. Св.Дмитрий Ростовский основал в Ростове небольшую (по нашим меркам) школу, в которой обучались дети всех сословий, и прежде всего – крестьянские. Сам Святой был одним из самых образованных людей своего времени, (а по духовной мощи и поныне мало кто может с ним сравниться) не мог терпеть вокруг себя потрясающую безграмотность, царившую тогда повсеместно. «Приехав в Ростов… Дмитрий ужаснулся. На Украине священник из малообразованных спросил его как-то: «Илия пророк был по Рождестве ли Христовом или перед Рождеством?» Здесь ни о чем не спрашивали, а когда сам Дмитрий спросил сельского священника, где тот хранит Дары – Тело Христово, ответа не было, батюшка знал только слово «запас». Впрочем, Дмитрий нашел в себе силы пошутить: «Иереи слова Божия не проповедуют, а людие не слушают, ниже слушати хотят. От обою страну худо: иереи глупы, а люди неразумны».*



Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.