III

КОЭФФИЦИЕНТ ЖЕСТОВОГО ОБЩЕНИЯ

УРОВЕНЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ЖЕСТИКУЛЯЦИИ

1.

К = 13/24 = 0,54

Низкий

2.

К = 13/24 = 0,54

Низкий

3.

К = 14/24 = 0,58

Низкий

4.

К = 15/24 = 0,62

Средний

5.

К = 16/24 = 0,66

Средний

6.

К = 17/24 = 0,71

Хороший

7.

К = 14/24 = 0,58

Низкий

8.

К = 13/24 = 0,54

Низкий

9.

К = 15/24 = 0,62

Средний

10.

К = 13/24 = 0,54

Низкий

Таким образом, выяснилось, что в основном представления учителей о собственном жестовом общении находятся на среднем уровне. Отметим также, что данные таблицы 1 позволяют сделать предположение об особенностях стиля общения учителя с детьми на уроках. Для этого достаточно, проранжировав используемые учителями жесты по среднему их количеству на урок, определить какие из категорий жестов занимают лидирующие позиции.

Полученные результаты, в основном, свидетельствуют о том, что лидирующее место заняла категория «указывающий жест» (ранг I), что говорит о специфике педагогического труда, в котором жесты указания используются в качестве заместителей вербальных обращений для быстроты общения, сворачивания речевого высказывания. На второй план выходят закрытые позиции учителей при работе с детьми (см. жесты категорий 4,10,11),тем не менее, не последние места занимают категории «раскрытая поза», «описательно-изобразительный жест» (5 и 3 позиции соответственно), что говорит и о желании ряда учителей работать с детьми, входя с ними в тесный контакт.

Группа жестов, составленная из категорий 5 и 7, заслуживает особого внимания. Прослеживание этих жестов в ходе взаимодействия в системе «учитель-ученик» говорит об уровне авторитарности, что, как правило, подтверждается и вербально. Например, наблюдая за работой учителя (8, 9) можно было часто слышать фразы: «Разговоры!» (с угрожающей интонацией), «Вышли из-за парт!», «Закрой рот!» и т.п. Отметим, что данная категория жестов имеет достаточно низкий уровень использования, что свидетельствует о гуманистической, личностно-ориентированной позиции учителей в отношении детей.

Особую группу составляют жесты категорий 3, 4, 11. Именно они в значительной степени проявились у большинства учителей (занимают соответственно 6, 2, 4 позиции в ранге жестов). Данное положение свидетельствует о большой неуверенности учителя на уроке. Позволим сделать предположение, что присутствие на уроке постороннего человека (в частности студентов-практикантов) во многом отрицательно влияет на поведение учителя, делая его неуверенным в своих силах, а, возможно, и в знании материала. Данный факт следует иметь ввиду членам администрации образовательных учреждений при организации внутришкольного контроля, так как присутствие заместителя директора, или иного проверяющего, может существенно повлиять на ход и качество урока.

В про

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.