Личностные особенности          

Самосознание учащихся старшего школьного возраста формируется под влиянием суждения о нем других людей (учителей и родителей), коллектива, товарищей. Развивается способность самостоятельно анализировать и оценивать свое «Я». Они, как правило, ориентируются на сверстников, стараются в свой мир не пускать взрослых

Выделяют две фазы переходного возраста: негативную и позитивную. Негативные черты характера – беспокойство, тревога, раздражительность, диспропорция в физическом и психическом развитии, агрессивность и т. д. Это период мечтаний, противоречивых чувств, абстрактного бунта, меланхолии, снижения работоспособности [20].

Позитивная фаза наступает постепенно и выражается в том, что подросток начинает ощущать близость с природой, по-новому воспринимать искусство, у него появляется новый мир ценностей, потребность в интимной человеческой близости, он испытывает чувство любви, мечтает и т. д.

Социальное положение юношей в целом не отличается от положения подростков – они учатся, находятся на иждивении родителей. Ведущая их деятельность – учебно-профессиональная. Однако деятельность и структура личности в этом возрасте приобретают и новые качества, характерные для взрослых. Главная задача данного этапа – выбор профессии. В это время происходит сложный процесс социального и личностного самоопределения. Наряду с учёбой участие в производительном труде рассматривается как важнейшее условие для самоопределения, выбора профессии и взросления. Юношеское самоопределение исключительно важный этап формирования личности. Он предполагает развитие умственных способностей и специальных интересов, без которых невозможен выбор профессии, завершение формирования нравственного самосознания, мировоззрения, убеждений, а в целом – жизненной позиции. Немаловажное значение в этом возрасте имеет и определение психосексуальных установок и ориентаций, т. е. отношение к вопросам пола, нормам морали. Идеал благородной романтической любви остаётся её ведущее ценностной ориентацией.

Учебная деятельность старшеклассников значительно усложняется не только по содержанию, но и по своему характеру и методам работы. В её процессе от учащихся требуется большая активность и самостоятельность. Это объясняется тем, что усвоение всё усложняющихся программ по различным предметам в 9-10-х классах невозможно без умения самостоятельно анализировать факты действительности, делать выводы, свободно пользоваться обобщающими понятиями.

Меняется отношение старшеклассников к учебной деятельности. Оно становится более серьёзным и осознанным. В старшем школьном возрасте появляется ярко выраженное избирательно отношение к различным областям знания, которое связано с профессиональной направленностью школьников. Учащиеся 9-10-х классов иногда слабо успевают по одному какому-то предмету, показывая в то же время высокий уровень учебной деятельности (самостоятельно, без принуждения стараются добраться до сути того или иного вопроса, читают дополнительную литературу и т. п.) по тем предметам, которые они считают для себя профессионально важными. Всё это может привести не только к снижению успеваемости в целом, но и отрицательно отразиться на уровне общего психического развития и образованности. Поэтому в работе со старшими школьниками необходимо развивать понимание важности всех школьных предметов для гармоничного развития их личности и культурного уровня.

В старших классах школы расширяется сфера участия ребят в общественно полезном труде, который оказывает большое влияние на дальнейшее развитие их сознания. С Существенным для психического развития старшеклассников является организация коллективного труда. Именно в таком труде юноши и девушки приобретают опыт взаимопомощи, взаимовыручки, требовательности к себе и другим, привычку подчинения личных интересов общим [21].

Учебная деятельность в старших классах требует от школьников большой активности и самостоятельности при усвоении знаний, творческого теоретического мышления. Поэтому развитие интеллекта в юности связано с развитием творческих способностей. Это непросто усвоение разнообразной и сложной информации, а проявление интеллектуальной инициативы. Однако тот уровень учебной деятельности, который сложился в средних классах, оказывается часто недостаточным для усвоения программы 4-5 классов. Это несоответствие и является движущей силой умственного развития в данный период.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.