Личностные особенности          

Одна из особенностей коллектива старшеклассников состоит в появлении отдельных, относительно обособленных групп. Они возникают и в хорошо организованных классных коллективах с положительной психологической атмосферой. Такое разделение на группы происходит главным образом на основе различных интересов, склонностей, по которым старшеклассники в большей мере отличаются друг от друга, чем, например, подростки. В хорошо организованном коллективе старшеклассников такое разделение не мешает дружно, активно участвовать в общеклассных и общешкольных делах. Старший школьный возраст – это начало формирования профессиональных интересов. Ребята этого возраста более обоснованно выбирают будущее своё занятие, принимая во внимания свои склонности, интересы, исходя из оценки своих возможностей.

Для учащихся старших классов характерно высокое развитие психических процессов и постепенно развивающееся умение управлять этими процессами.

В старшем школьном возрасте происходит дальнейшее развитие всех видов и свойств внимания. Особенно усиливается роль произвольного внимания: старшеклассник способен сосредоточить внимание на том, что не вызывает непосредственного интереса, но важно для приобретения знаний. Учащиеся 9-10-х классов при хорошей организации учебной работы могут сознательно долго сохранять устойчивость внимания, его интенсивность. Их внимание легко переключается с одного вида деятельности на другой. Заметно возрастает способность избирательно направлять внимание на требуемые объекты в связи с особенностями учебной работы.

Определённые сдвиги в этом возрасте происходят и в развитии произвольной памяти. В старших классах школьники всё меньше прибегают к механическому заучиванию, они сознательно применяют специальные приёмы для быстрого и успешного запоминания. Однако по мере усиления знания смыслового запоминания нередко наблюдается недооценка повторения. Старшеклассники нередко считают, что самое главное – понять смысл урока, задания прочитанного. То, что понято, само собой должно запомниться. Зачастую именно этим можно объяснить непрочность знаний у отдельных учащихся старших классов.

Ряд существенных особенностей приобретает мышление старшеклассников. Резко возрастает способность анализировать и обобщать добытые в процессе учёбы данные, усиливается интерес к причинному объяснению изучаемых явлений, обоснованию доказательств, выводов. В этом возрасте развивается критичность мышления, интерес к теоретическим вопросам, способность рассуждать на абстрактные темы.

Возросшая активность теоретического мышления проявляется в стремлении старшеклассников к самостоятельному обсуждению самых различных проблем. Им нравится, когда учитель не просто излагает неоспоримые истины, а заставляет их выбирать между разными точками зрения, требует обоснования определённых положений и выводов. У старшеклассников проявляется стремление к обдумыванию противоречивых явлений. Возросшая пытливость мысли – характерная особенность умственного развития старшеклассников. Им хочется думать, рассуждать, теоретизировать, даже в тех случаях, когда у них нет для этого достаточных знаний.

Очень интенсивно в этот период развивается воображение, как воссоздающее, так и творческое. У старшеклассников значительно повышается интерес к различным видам творческой деятельности. Особенно сильно и своеобразно развивается творческое воображение старшеклассников в создании образов будущего, в мечте о больших жизненных целях.

У детей старшего школьного возраста (от 15 до 18 лет) усложняется не только умственная деятельность, но и их эмоциональные переживания. Склонность к мечтаниям, романтике, делает старшеклассников особенно податливыми воздействию произведений искусства. Воспринимая их, они нередко проявляют искренний восторг, растроганность. Юношам и девушкам свойственна удивительная способность к сопереживанию с героями особенно понравившихся им книг, кинокартин или пьес. У старшеклассников отмечается повышенный интерес к поэзии. Они с удовольствием читают стихи, заучивают их наизусть. Очень многие старшеклассники сами пытаются писать стихи. Одновременно с усложнением и углублением эмоциональных переживаний в старшем школьном возрасте значительно уменьшается импульсивность эмоциональных реакций, накапливается опыт управления своими чувствами, регулирования их внешним проявлениям. Настроение старшеклассников становится более устойчивым к случайным воздействиям []21.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.