Программа курса основы безопасности жизнедеятельности для  учащихся общеобразовательных учреждений

Обучение учащихся общеобразовательных учреждений безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и опасных ситуациях социального характера стало одним из приоритетных направлений в деятельности образовательных учреждений. С этой целью в общеобразовательных учреждениях России с 1 сентября 1991 года введен специальный курс “Основы безопасности жизнедеятельности” (ОБЖ).

За последние 10 лет Минобразованием России при активном участии МЧС России разработаны нормативные и правовые основы организации курса ОБЖ (образовательный минимум содержания, требования, предъявляемые к выпускникам, примерные программы), а также необходимое учебно-методическое обеспечение. В 25 педагогических вузах и на базе учреждений дополнительного образования осуществляется подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров. В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений России обучение учащихся вопросам безопасности жизнедеятельности является обязательным в начальной школе (в курсе “Окружающий мир”) и в 10-11 классах (в курсе ОБЖ). Преподавание этой тематики в 5-9 классах осуществляется за счет времени вариативной части Базисного учебного плана как школьный или региональный компонент содержания образования.

С целью изучения курса ОБЖ в объеме, предусмотренном действующими программами соответственно для каждого класса, рекомендуется использовать время вариативной части Базисного учебного плана и включать вопросы безопасности жизнедеятельности в другие школьные дисциплины.

Преподавание основ безопасности жизнедеятельности на каждой ступени общеобразовательной школы имеет свои особенности.

В начальной школе особенностью является включение вопросов безопасности жизнедеятельности в содержание утвержденных Минобразованием России курсов, реализующих компонент инвариантной части Базисного учебного плана “Окружающий мир”. У младших школьников формируется понятийная база об опасных и чрезвычайных ситуациях и вырабатываются навыки безопасного поведения дома, на улице, на водоемах, противопожарной безопасности, личной гигиены, а также необходимые навыки по гражданской обороне.

На изучение основных вопросов безопасности жизнедеятельности в курсе “Зеленый дом”, авт. А.А. Плешаков, отведено более 25 часов; в курсе «Природа и люди», авт. З.А. Клепина,- более 20 часов; в курсе «Окружающий мир», авт. Н.Ф.Виноградова,- более 25 часов; в курсе «Мир и человек», авт. А.А. Вахрушев, - более 15 часов [17].

Для расширения содержания по основам безопасности жизнедеятельности, представленного в учебниках, обеспечивающих вышеуказанные курсы, можно использовать учебники-тетради для начальной школы «Основы безопасности жизнедеятельности», авт. В.В. Поляков (изд-во «Дрофа»); альбомы- задачники «Жизнь без опасности», авт. Л.П. Анастасова и др. (изд-во «Вентана-Граф»); рабочие тетради «Безопасное поведение», авт. А. В. Гостюшин, (изд-во «Открытый мир»); дополнительные пособия из серии “Азбука безопасности”, авт. А.А. Иванов (изд-во «Аст-Пресс») [17].

Изучение вопросов безопасности жизнедеятельности в начальной школе может быть также организовано в соответствии с действующими программами курса ОБЖ за счет свободных часов вариативной части Базисного учебного плана.

В основной школе преподавание курса ОБЖ представляет наибольшую трудность в связи с отсутствием времени, предусмотренного на его изучение в инвариативной части Базисного учебного плана, и наиболее полно может быть раскрыто за счет времени, выделяемого на региональный и школьный компоненты содержания образования.

Изучение отдельных вопросов, касающихся безопасности жизнедеятельности, может быть включено в учебною программы соответствующих предметов, реализующих инвариативный компонент содержания образования («Природоведение», «География», «История», «Биология», «Технология», «Химия». «Физика» и др.) и должно опираться на знания, полученные по этим предметам [17].

Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим.

Перейти на страницу: 1 2 3


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.