Программа курса основы безопасности жизнедеятельности для  учащихся общеобразовательных учреждений

Содержание курса включает теорию и практику безопасного поведения и защиты человека в повседневной жизни и в различных опасных чрезвычайных ситуациях.

В начальной школе наряду с развитием представлений он научной картине мира идет формирование умение рационально организовывать свою жизнь и деятельность, опираясь на полученные знания. Дети учатся адекватному и безопасному поведению в окружающем их мире, учатся понимать причины возникновения опасных ситуаций и способы их предупреждения. Знания о безопасной жизнедеятельности нельзя рассматривать отдельно от знаний об окружающем мире, и поэтому развитие содержания начальной школы идет по линии интеграции, которая сохраняет целостность восприятия окружающего мира.

Исходя из этого, особенностью преподавания основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе является то, что этот курс изучается не на отдельных уроках, а на уроках по окружающему миру. С целью более подробного изучения вопросов безопасности жизнедеятельности как составной части изучения окружающего мира целесообразно увеличивать время на изучение курса «Окружающий мир» за счет вариативной части Базисного учебного плана, а также включать вопросы безопасности жизнедеятельности в другие школьные дисциплины.

Все действующие в начальной школе программы, реализующие содержание образовательного компонента «Окружающий мир», учитывают способности усвоения младшими школьниками знаний по безопасной жизнедеятельности как части знаний об окружающем мире и включают эти знания в содержание программ и учебников, но в разной степени.

В системе учебных курсов «Зеленый дом», авт. А.А. Плешаков (М.: Просвещение), вопросы безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья одной из ведущих содержательных линий. Обязательный минимум содержания ОБЖ раскрывается более широко и подробно.

В программе «Природа и люди», авт. З.А. Клепинина (Самара: Ассоциация ХХI век»), одной из приоритетных тем является тема здорового образа жизни. Также хорошо раскрываются и другие темы по ОБЖ. Особое внимание уделено изучению правил предупреждения травматизма в быту и на улице, теоретическому и практическому ознакомлению с правилами дорожного движения [17].

В программе «Окружающий мир», авт. Н.Ф. Виноградова, Г.Г. Ивченкова, И. В Потапов (М.:Просвещение), также выделяется время на изучение вопросов обеспечение безопасности жизнедеятельности. На страницах учебников и рабочих тетрадей с детьми обсуждаются различные ситуации: поведение в природе, в быту, на дорогах; взаимодействие незнакомыми людьми и т. д. ребенку предоставляется возможность найти варианты выхода из этих ситуаций, т.е. формируется осознанное поведение детей в природе и обществе [17].

В курсе «Мир и человек», авт. А.А. Вахрушев, А. С. Раутиан (М.: Дрофа), вопросы ОБЖ даются не так полно, как в других курсах, поэтому при работе с учебниками этих авторов рекомендуется использовать дополнительные пособия.

В настоящее время авторы разрабатывают параллельные учебники-тетради, где усилено внимание к вопросам ОБЖ [17].

В курсе «Окружающий мир», авт. О.Т Поглазова, В.Д. Шилин, вопросы безопасности жизнедеятельности ограничено включены в содержание почти каждого урока.

Такой подход позволяет успешно формировать сознательное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих и практические умения необходимые для действий в неблагоприятных и угрожающих жизни ситуациях.

Для расширения содержания основ безопасности жизнедеятельности можно использовать учебники «Основы безопасности жизнедеятельности», авт. А.В. Гостюшин (М.: Просвещение); учебники-тетради «Основы безопасности жизнедеятельности», авт. В.В. Поляков (М.: Дрофа); учебники «Основы безопасности жизнедеятельности», авт. А.А. Усачев, А. И. Березин (М.: АСТ); альбомы-задачники для начальной школы «Жизнь без опасности», авт. Л.П. Анастасова и др. (М.: Вентана – Граф); учебники-тетради «Уроки здоровья», под. Ред. С.М. Чечельницкой (М.;Инка Пресс); рабочие тетради «Безопасное поведение», авт. А.В. Гостюшин [17].

В программе курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся общеобразовательных учреждений, составленной группой авторов (Е.Л.Вишневская, В.Б.Волошинов, А.М.Глаголева, В.А.Кабачков, Е.Н.Литвинов, А.Т.Смирнов, М.П.Фролов, В.Н.Воробьев) [17] предусматривается непрерывное изучение материала с I по XI классы с учетом возрастных особенностей детей. В программе предоставлен материал различной тематики, что является весьма продуктивным решением поставленных перед школой задач в области подготовки школьников к действиям в чрезвычайных ситуациях.

Перейти на страницу: 1 2 3


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.