1.3. Экологизация как тенденция развития системы школьного географического образования

Представители природоохранительной комиссии Русского географического общества были участниками первого мирового форума по охране природы, состоявшегося в 1913 году в Берне [206].

Выступление делегата от России Г.А. Кожевникова, несмотря на то, что обсуждение вопроса охраны угасающих народов было исключено из повестки дня конференции, было посвящено проблеме сохранения малых народов. «Я не вижу, почему – говорил Г.А. Кожевников – мы должны отказаться от охраны первобытного человека. Если, по нашему мнению, человек занимает совершенно особое место среди других живых существ, то почему же ради этого его нельзя сохранить?» [206, с.97].

Таким образом, русские ученые уже тогда ставили вопрос не только об охране редких животных, растений и уникальных ландшафтов, но и охране человека.

Содержание школьной географии мало изменилось в первые послереволюционные годы. «Ввиду отсутствия новых учебников по географии – как отмечал А.В. Даринский – в школах использовались лучшие из прежних учебников – Г. Иванова, Э. Лесгафта, А. Крубера и других» [98, с. 16]. Несмотря на то, что в 20-х годах XX века в связи с введением в школу программ Государственного Ученого Совета, в которых не предусматривалось изучение географии как самостоятельной дисциплины, определенные положительные сдвиги в географической подготовке школьников все же произошли. Так, в практике школ усилилась краеведческая работа, ведущую роль в ней занимали учителя географии. Учителя добивались больших успехов в подготовке школьников к краеведческой работе. Прочно вошли в практику школьной работы географические экскурсии в природу [90]. Все это в дальнейшем имело существенное значение для становления школьного экологического образования.

В 1927 году география была восстановлена как самостоятельная школьная дисциплина. Однако заметное совершенствование структуры и содержания школьной географии произошло только после постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 16 мая 1934 г. «О преподавании географии в начальной и средней школе СССР» [258, с.98].

Увеличение объема школьного курса географии позволило существенно расширить диапазон изучения вопросов взаимодействия человека и природы в рамках предмета.

В 50-х годах ХХ века в школьные программы по географии прочно вошло понятие «преобразование природы человеком» [48]. Изучение материала по преобразованию природы в школьных предметах, в том числе и географии, связано с принятием 20 октября 1948 года постановления Совета Министров и ЦК ВКП(б) «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрение травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР» [5, с. 3]. Это постановление, более известное в широких кругах населения как «план преобразования природы», сыграло большую роль и в изменении содержания школьного географического образования, что в свою очередь, повлияло на развитие экологического знания в нем [49].

В школьных курсах географии впервые стала широко изучаться окружающая среда, измененная деятельностью человека. Однако, следует отметить тот факт, что в содержании школьной географии тех лет преобладал преобразовательный аспект проблемы взаимодействия природы и человека. Природоохранная сторона вопроса практически не затрагивалась. «Преобразовательные мероприятия изучались как единственно верные, анализ их отрицательных последствий, по существу, отсутствовал» [48, с. 12, 13].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.