1.4. Социально-педагогическая деятельность с семьей алкоголиков

В работе с подростками внимание социального педагога направлено на повышение уровня их развития с тем, чтобы выровнять возможности для социального старта, восполнить ущерб, нанесенный формированию личности семейными обстоятельствами. В одиночку педагогу с этими задачами не справиться, приходится мобилизовать все социальные силы: семью, образовательные учреждения, поликлинику, микросоциум, средства массовой информации, трудовые коллективы и т.д. [ ].

Социальный педагог должен осуществлять свою деятельность на основе системного подхода, что позволяет включить в социальное регулирование подростков различные государственные и общественные структуры, семью, школьные коллективы и прежде всего самого учащегося.

В работе с подростком из семьи алкоголиков социальный педагог должен:

1. Осуществлять комплекс мероприятий по воспитанию, образованию, развитию и социальной защите личности в учреждениях и по месту жительства обучающегося.

2. Изучать психолого-медико-педагогические особенности личности и ее микросреды, условия жизни.

3. Выявлять интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки.

4. Выступать посредником между личностью обучающегося и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов.

5. Определить задачи, формы, методы социально-педагогической работы, способы решения личных и социальных проблем, обеспечить принятие мер по социальной защите и социальной помощи, реализации прав и свобод личности.

6. Организовать различные виды социально ценной деятельности, мероприятий, направленных на развитие социальных инициатив, реализацию социальных проектов и программ, участие в их разработке и утверждении.

7. Способствовать установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

8. Содействовать созданию обстановки психологического комфорта и безопасности подростка, заботиться об охране их жизни и здоровья.

9. Взаимодействовать с учителями, родителями, специалистами социальных служб, семейных и молодежных служб занятости, с благотворительными организациями и др.

Работа социального педагога предъявляет свои требования и к его профессиональному уровню и личностным качествам, ведь ему необходимо войти в семью, не нарушив ее внутренней жизни, внушить доверие, расположить к себе всех членов семьи. Для успешного выполнения своих функций социальный педагог должен обладать такими профессионально значимыми качествами, как деликатность, эмпатия, милосердие, целеустремленность, динамизм, такт и педагогический оптимизм. Социальному педагогу необходимы выдержка, культура общения, психологическая грамотность, без чего невозможны те конфедициальность, доверительность, которые лежат в основе его деятельности. Он должен быть убежден в приоритете личности по отношению к обществу на основе признания уникальности каждого человека, его прав и возможностей, даже если тот далек от идеала. Социальный педагог должен постоянно совершенствоваться сам и совершенствовать свою деятельность [ ].

Исследовательским коллективом разработана памятка для социальных педагогов, содержащая указания, как взаимодействовать с семьей алкоголиков. Приведем некоторые выдержки из этой памятки.

1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.

2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели – это прежде всего их цели.

3. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.

4. Социальный педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные ростки достижений в действиях семьи.

5. Социальный педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии с нравственными нормами жизни.

6. Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы «перспективных линий» – от дальней перспективы к средней и от нее к сегодняшней.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.