Педагогика - вопросы и ответы

Следует отметить, что любовь к Родине сама по себе вполне вписывается в систему гуманистических ценностей. Каждый конкретный человек – гражданин конкретного государства, принадлежит к определенной нации, народности. Поэтому воспитание человека с общечеловеческих позиций не противоречит, а предполагает его воспитание как гражданина, патриота своей страны, Отечества, а следовательно, гуманизм предполагает патриотизм, любовь к своей Родине

, но отвергает национализм.

Гуманизм в силу того, что отдает приоритет общечеловеческому началу, противоречит идеологии индивидуализма. Гуманизм – признание данной личностью в качестве ценности личности всех других людей, любовь к ним, служение. Поэтому гуманизм предполагает коллективизм, стремление к общности с другими народами. Особенно это свойственно нашему народу – идея соборности является ведущей идеей русского самосознания.

В связи с вышеизложенным скорректируем цели учебно-воспитательного процесса.

В нашей стране традиционно считалось в качестве главной цели учебно-воспитательного процесса – подготовка высококвалифицированного специалиста, способного эффективно работать на производстве, на благо нашего государства – технократический подход.

Гуманистический подход

– создание предпосылок для самореализации личности, удовлетворение ее потребностей. Это вовсе не снимает задачи подготовки высококвалифицированного специалиста, т.к. без высокой квалификации нельзя реализовать себя как личность. Но в гуманистическом подходе нет оценки студента, как только функционера общественного производства. Рыночная экономика может поставить нашего выпускника в такие условия, что его узкоспециализированные знания не позволят реализовать себя, а может и просто заработать на жизнь. Значит надо обеспечить такую систему обучения “которая бы позволила выпускнику вуза проявить себя на более широком поле деятельности”.

А это возможно за счет усиления общенаучной и гуманитарной подготовки.

Итак, гуманизация учебного процесса предполагает формирование учебных планов таким образом, чтобы они максимально учитывали интересы студентов в новых социально-экономических реальностях, а не интересы тех или иных кафедр, вуза, государства.

И, наконец, гуманистическая ориентация образования может быть реализована в гуманистической педагогике

(высокая степень индивидуализма и дифференциации обучения, акцент на пробуждение активности и инициативы обучаемого, педагогика сотрудничества).

Цель воспитания нельзя выдумать

или выдвинуть произвольно. Она должна соответствовать представлениям общества об идеалах человеческой личности – представлениям о совершенном человеке – герои сказок, песен, поговорок – смелость, честность, храбрость, справедливость.

Идеал телесной (физической) и духовной красоты занимал педагогов уже в древности. Однако их гармоничное соединение исключало труд. Дети рабовладельцев воспитывались в презрении к труду, который удел рабов.

В средние века – идеал духовный, физические радости греховны. Следовательно, их сочетание считалось еретическим. Идея гармоничного развития в трудах гуманистов Возрождения. А впервые реабилитировали труд, показали его как добродетель социалисты – утописты.

Сейчас идея всестороннего развития личности, как высшей цели воспитания признается всем миром. И, тем не менее, ни одна страна не может похвастаться ее достаточно полной реализацией.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.