Организация формирующего эксперимента

После чтения нанайской сказки "Айога" обратились к детям: "Скажите коротко, о чем сказка? Вспомните пословицы, которые бы подошли к ней и в которой бы применялись антонимы". Дети называли: "Как аукнется, так и откликнется", "Сам себя губит, кто других не любит", "Что посеешь, то и пожнешь".

Н. Гавриш также предлагает на занятиях проиллюстрировать с детьми ту или иную пословицу (поговорку). Умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможность его выражения в слове. Рассказы детей по пословице в этом случае были более выразительными и разнообразными. На занятиях мы предлагали детям рисовать сюжеты к следующим пословицам:

Дело веди, а безделье гони.

Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Ни смолоду молодец, ни под старость старик

Не прикидывайся овцою: волк съест

В своей экспериментальной работе учили детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные), используя художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц).

Г. Клименко рекомендует один раз в неделю во второй части занятия по родному языку планировать работу с пословицами, причем формы и методы работы должны быть самыми различными. Например, игры – соревнования по рядам: кто больше скажет пословиц. Дидактическая игра "Продолжи пословицу": воспитатель говорит начало, а дети продолжают; затем начало пословицы произносит один ребенок, а другой ее заканчивает [21].

Постепенно задания должны усложняться. Детям раздаются картинки, а они называют подходящую пословицу. Затем предложить детям подбирать пословицы по смыслу: о честности, храбрости, матери и т.д. Используя в своей работе данные методы и приемы, мы заметили, что постепенно дети сами начали употреблять выражения народной мудрости в нужной ситуации.

В работе над формированием способности понимать и использовать в речи пословицы, мы предлагали следующие:

- Голова седая, да душа молодая (голова – душа, седая – молодая).- На языке медок, а на сердце ледок (медок – ледок).- Как смолоду, так и под старость (смолоду – под старость). - Молодой журавль высоко взлетел, да низко сел (взлетел – сел, высоко – низко). - Добрый хозяин господин деньгам, а плохой – слуга (добрый – плохой, слуга – господин). - Речи как снег, а дела как сажа (речи – дела, снег – сажа).- Рожь кормит сплошь, а пшеница по выбору (сплошь – по выбору).- В глазах мил, за глаза постыл (в глазах – за глаза, мил – постыл). - Нельзя перескочить, так можно подлезть (нельзя – можно, перескочить – подлезть). - Речи – мед, а дела как полынь (речи – дела, мед – полынь).- Рубашка беленька, да душа черненька (беленька – черненька).- Красота приглядится, а ум впереди пригодится (красота – ум).- В одно ухо влезает, в другое вылезает (влезает – вылезает).- Волос долог, да ум короток (долог – короток).- Умный не осудит, а глупый не рассудит (умный – глупый). - Умный плачет, а глупый скачет (умный – глупый, плачет – скачет). - Ласковый взгляд, да на языке яд (ласковый взгляд – яд).

Кроме того на занятиях детям предлагалось найти антонимы в следующих загадках:

Я антоним к слову "зной",

Я в реке, в тени густой,

И в бутылках лимонада,

А зовут меня …? (прохлада)

Я антоним к слову "лето",

В шубку снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому что я …? (зима.)

Я антоним к слову "смех".

Не от радости, утех,

Я бываю поневоле

И от счастья, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? – Это … (плач).

Я антоним шума, стука.

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха,

Для сна

Да и в школе я нужна,

Называюсь … (тишина).

Итак, использование малых форм фольклора в развитии способности дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня использовать в своей речи антонимы осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.