3.4. Картографическая подготовка школьников, как важный компонент экологического обучения и воспитания в системе географического образования

Все это позволяет раскрыть механизм возникновения экологических проблем и ситуаций как результат взаимодействия человека и природы, при котором суммарная антропогенная нагрузка превышает потенциальные возможности природных ландшафтов и их способность к саморегуляции (самоочищению, самовосстановлению и т.п.). Пространственный анализ экологических ситуаций, включающий совокупность аналитических методов определения территориальной дифференциации отдельных экологических проблем и их региональных комбинаций, дает возможность установить также степень опасности экологической обстановки на той или иной территории.

В основу такой оценки положен антропоцентрический принцип. В качестве критериев оценки использованы данные о негативных последствиях тех изменений природной среды, которые фиксируются по их влиянию на здоровье человека, на сохранность природно-ресурсного потенциала и на генетическую целостность ландшафта. Уровень остроты экологической ситуации определяется сочетанием отдельных экологических проблем на территории (метод комбинаторики), при котором наибольшее значение придается показателям загрязнения среды, как наиболее опасным для здоровья человека, а затем показателям нарушения или деградации отдельных природных компонентов и ландшафта в целом.

Таким образом, в работах школы экодиагностики обосновано формирование нового раздела тематического картографирования (комплексного и синтетического по своей сути) - создание карт экологических ситуаций, ставящего своей целью выявление и локализацию в пространстве свойств среды, негативных с точки зрения существования человека. Принципиальное отличие и новизна таких экологических карт состоит в том, что выделяемые ареалы экологических ситуаций представляют собой картографический синтез реальных контуров природных ландшафтов, видов использования земель, плотности населения, а также ареалов проявления отдельных экологических проблем. Б.И. Кочуровым разработана классификация экологических карт с учетом экологических ограничений и требований.

В то же время существуют очевидные расхождения в подходах к классификации карт экологического содержания.

На наш взгляд карты экологического содержания могут быть классифицированы применительно к школьному курсу географии (рис. 5).

 

Эколого-географические карты

   
               
 

Карты современного использования территории

 

Карты населения

   
               

Карты природы:

1. Природно-ландшафтной дифференциации

2. Отдельных компонентов природы

3. Экологически значимых свойств ландшафтов

 

Карты изменения природы:

1. Загрязнения

2. Деградация

3. Нарушения

4. Истощения

 

Экологические и ресурсно-хозяйственные требования к качеству среды

 

Карты демографические и этнографические:

1. Плотности населения

2. Урбанизация

3. Медико-географические

4. Истории освоения территории

5. Этнографических особенностей

               
 

Карты экологических ситуаций и отдельных экологических проблем

 

Карты социально экологических последствий

       
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.