3.4. Картографическая подготовка школьников, как важный компонент экологического обучения и воспитания в системе географического образования

Как считает А.Г. Исаченко, «многообразие взаимоотношений человека с географической средой и связанных с ними экологических проблем, невозможно отобразить на одной карте» [130, с. 116]. «Очень трудно отмечает он – сочетать на одной карте показ факторов техногенных воздействий и их многообразного экологического эффекта. Поневоле приходится выбирать что-либо одно [130, с. 123]. Поэтому раскрыть экологическую ситуацию того или иного региона позволит не одна карта, а их серия [130]. Перспективным, на наш взгляд, является разработка учебных локальных эколого-краеведческих атласов. Идея создания районных картографических пособий принадлежит В.Г. Васильеву. Первый созданный им атлас Демянского района Новгородской области вышел в 1997 г. [47]. Набор районных карт, пояснительный текст, рисунки, аэрофотоснимки, профили, вопросы и задания для школьников. В состав атласа были включены следующие районные карты:

- административная - масштаб 1:300000;

- физическая - масштаб 1:3300000;

- геологическая - масштаб 1:600000;

- геоморфологическая - масштаб 1:600000;

- ландшафтная - масштаб 1:600000;

- экологическая - масштаб 1:300000;

- карта природопользования - масштаб 1:300000;

- экономическая - масштаб 1:600000;

- карта образовательных и культурно-просветительных учреждений - масштаб 1:600000;

- карта военных действий 1942 г. («Демянский котел») - масштаб 1:600000.

Кроме районных, в атлас вошли несколько областных карт: административная, физическая, геологическая, ландшафтная, карта охраны природы, туристская и фенологические картосхемы. На задней стороне обложки была помещена топографическая карта окрестностей Демянска (масштаб 1:200000).

Исходя из того обстоятельства, что около 75% школьников России проживают в городах и большую часть времени проводят в городском окружении, нами были разработаны, а впоследствии выпущены несколько атласов административных районов г. Санкт-Петербурга (Невский, Красносельский и Калининский районы). В связи с тем, что в условиях городской и промышленной застройки некоторые природные особенности «нивелируются», комплект карт пришлось несколько видоизменить. В их состав вошли следующие районные карты:

- карта достопримечательностей;

- карта промышленности;

- карты учреждений высшего, средне-специального и среднего образования;

- карты состояния воздушного и водного бассейнов;

- карты загрязнения почв;

- медико-географическая карта;

- карта радиационной обстановки;

- карта состояния зеленых насаждений.

Пример такой карты представлен в приложении 2.

Все карты выполнены в масштабе 1:800000. Атласы снабжены пояснительным текстом, который помещен рядом с картографическими изображениями. Имеются картосхемы административно-территориального деления города, послеледникового развития Балтийского моря и другие, а также космические и перспективные снимки.

С помощью специальных карт школьники без труда определяли функции и хозяйственную специализацию своего административного района, лучше ориентировались в его инфраструктуре, получили информацию о состоянии городской среды. Сопоставление реальной обстановки с условным картографическим изображением способствовало совершенствованию картографической подготовки учащихся. Масштабность многих условных знаков помогла быстрее овладеть навыками чтения карты. Карты достопримечательностей применялись также на уроках истории, изобразительного искусства [47, 49].

Информация о расположении предприятий и учебных заведений района способствовала профессиональному выбору старшеклассников.

Карты состояния окружающей среды в городских районных атласах были составлены на основе Экологического атласа Санкт-Петербурга.

Карта загрязнения воздушного бассейна отражала степень задымленности воздуха в разных частях района. Для этого производилась средняя по километровым квадратам сумма концентраций загрязнений воздуха (приложение 2). Разумеется, внутри каждого квадрата загрязненность изменяется в зависимости от направления и силы ветра, а также от удаления от автомагистралей и стационарных источников загрязнения. Пиктограммами на карте были обозначены точечные и площадные источники загрязнения.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.