3.4. Картографическая подготовка школьников, как важный компонент экологического обучения и воспитания в системе географического образования

На карте состояния водоемов разным цветом был показан уровень загрязнения главных водотоков района (приложение 3). В пояснительном тексте указывались основные источники загрязнения поверхностных вод, перечислялись загрязнители, а также последствия их попадания в водоемы. Аналогичным способом отражены состояние почв и радиационная обстановка.

Создание локальных эколого-краеведческих атласов стало возможным после снятия грифа секретности с крупномасштабных карт и топографических планов. Также были рассекречены аэрокосмические снимки и фотографии территорий с высоты птичьего полета.

Это дало возможность применения приема сравнения условного картографического изображения с реальным обликом территории, что способствует повышению картографической грамотности школьников.

Локальные эколого-краеведческие атласы используются в настоящее время в четырех районах Санкт-Петербурга и Демянском районе Новгородской области. Как показал педагогический опыт, атласы могут быть применены не только на уроках географии и биологии, но и при изучении соответствующих разделов в химии, физике, ОБЖ, истории и других школьных дисциплинах, а также во внеклассной эколого-краеведческой работе. Работа над созданием атласов велась и ведется силами ученых РГПУ им. А.И. Герцена и педагогическими коллективами общеобразовательных школ [47, 49].

Важным обстоятельством является широкое вовлечение учащихся школ и студентов-географов в процесс разработки макетов атласов. Под руководством учителей и научных работников они собирали материал по истории, экономике, образованию, состоянию окружающей среды своего района. Все представленные учащимися материалы тщательно выверялись педагогами. Собранный банк данных в дальнейшем использовался в создании макетов локальных атласов, рабочих тетрадей, хрестоматий. В процессе сбора краеведческих материалов школьники приобретали умения и навыки работы с литературными и картографическими источниками.

Данные учебные пособия в дальнейшем использовались в учебной и внеклассной краеведческой работе. Учащиеся выясняли состояние окружающей среды, развитие экономики и культуры своего района, выполняя следующие задания:

1. Пользуясь экономическими картами районного атласа, определите индустриальную специализацию района.

2. Определите влияние хозяйства на состояние окружающей среды.

3. Используя атласы, постройте схематическую модель городского ландшафта.

4. Какие мероприятия, по вашему мнению, следует провести для улучшения окружающей среды в районе?

Содержание атласов дает возможность школьникам составлять и самостоятельно решать задачи экологического содержания, например:

- определите площадь озеленения района;

- вычислите плотность населения;

- определите, сколько квадратных метров зеленых насаждений приходится на каждого жителя района;

- какие следует принять меры по увеличению площади зеленой зоны?

В составлении и последующем решении подобных задач целесообразно использовать прием сравнения. Например: сравните долю озеленения района со средним показателем озеленения города. Сделайте вывод.

Учащимся предлагались также вопросы и задания, стимулирующие их самостоятельную работу:

1. Какие меры, по вашему мнению, могли бы улучшить транспортную ситуацию в районе?

2. Какие природные условия, на ваш взгляд, способствуют улучшению (ухудшению) состояния окружающей среды в районе?

3. Нанесите на контурную карту района главные источники загрязнения воздушного бассейна.

4. По картам атласа определите, существует ли связь между загрязнением почв и состоянием воздушного бассейна.

5. Определите потребность района в пресной воде, если известно, что суточная норма составляет около 400 литров на одного человека.

Работа с районными атласами предусматривает и практическую деятельность учащихся на местности. В качестве примера можно привести следующие задания:

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.