Экологическая тропа и творческая деятельность школьников.

Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из Привлекательных форм организации их дея­тельности в системе экологического образования и вос­питания. Если она правильно организована, то позволя­ет учащимся с разных сторон раскрывать свои творче­ские возможности, сочетать умственный и физический труд.

Организация тропы силами школьников дает педаго­гам возможность создавать различные жизненные ситуа­ции, решение которых требует от подростков творческо­го подхода, активной деятельности. Задания по изуче­нию и оценке состояния окружающей среды в зоне тро­пы побуждают детей не только использовать свои зна­ния из разных учебных предметов, но и — самое важ­ное — принять посильное участие в трудовых природо-охранительных делах. Самостоятельная исследователь­ская работа укрепляет взаимосвязь интеллектуального и эмоционального познания. В итоге рождается важней­шее качество личности — убежденность, которая опира­ется не только на знания, но и на чувства, на жизненный опыт школьников. У них вырабатываются навыки эколо­гически грамотного поведения, сознательное отношение к природе.

Учебная тропа создается детьми для самих же детей, но полной жизнью она живет только тогда, когда сюда приходят и взрослые посетители. Выступая экскурсово­дами на маршруте тропы, школьники приобретают такие ценные качества гражданина, как ответственность и трудолюбие.

Создание тропы, уход за нею и периодическое дооборудование приучают детей к общественно полезному труду и бережному отношению к общему достоянию.

Таким образом, учебная территория в природном ок­ружении служит учащимся и лабораторией для исследо­ваний, и мастерской для труда.

Вся работа по созданию и последующему использова­нию тропы строится на основе сочетания индивидуаль­ной, бригадно-групповой и массовой форм организации деятельности школьников. Применяются игровые ситуа­ции, диспуты, конкурсы, соревнования. Широко исполь­зуются проблемный и исследовательский методы обуче­ния.

Рассмотрим более подробно учебно-воспитательную работу коллектива учителей школы, направленную на формирование творческой активности учащихся в про­цессе создания и использования экологической тропы.

Опыт создания экологических троп «Измайловская» и «Пущинская» показывает, что работу по оборудова­нию тропы целесообразно проводить в такой последо­вательности.

Первый этап — подготовительный.

Работа начинается с подготовки небольшой группы ребят — организаторов и помощников учителя-куратора. Это могут быть объединенные общими интересами чле­ны кружка, .школьного клуба, научного общества или просто учащиеся разных классов одной школы. На этом этапе большую роль играют постановка общественно значимой цели перед небольшим коллективом учащихся, определение задач и объема работы, раскрытие перспек­тив и определение места каждого ученика в предстоящем деле. Многое зависит от эмоционального настроя груп­пы. Организаторы становятся авангардом, вовлекающим в работу все большее число школьников. Их выступления на классных собраниях выявляют желающих принять участие в об­щем деле. С помощью учителя-куратора все желающие разбиваются на бригады, исходя из интересов и воз­можностей учащихся. Командирами бригад становятся ученики из группы организаторов.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.