Экологическая тропа и творческая деятельность школьников.

Пятая бригада — экскурсоводы. Это основные «дей­ствующие лица» экологической тропы с момента ее от­крытия. Экскурсоводы подготавливались из числа старшеклассников. Как правило, экскурсово­дами становятся члены первой бригады, срок работы ко­торой непродолжителен, а интерес к начатому делу у этих ребят особенно велик.

Подготовка экскурсоводов играет большую роль в ов­ладении навыками самообразования. Ребята учатся ра­ботать с научной и публицистической литературой, уста­навливать связи между знаниями по разным предметам, анализируют отчеты своих товарищей, выполненные на экологической практике, которая включает и трудовую природоохранительную деятельность.

В это время учителя организовали встречи школьников с учеными, специалистами в области охраны окру­жающей среды.

В школе каждого экскурсовода консультировал кто-либо из учителей-предметников в зависимости от темы реферата. Помощь оказывали и родители учащихся.

Кульминационным моментом этого периода явилась публичная зашита рефератов, которая проходила на заседании школьного клуба. На защиту приглашались учителя, администрация школы, родители.

К этому времени бригада изготовителей под руковод­ством тех, кто прокладывал маршрут, уже размещала готовые стенды на тропе, маркировала маршрут и уста­навливала дорожные знаки.

Дальнейшая подготовка экскурсоводов связана с вы­ходом на полностью оборудованную тропу, которая ис­пользуется временно в целях подготовки их к роли про­пагандистов экологических знаний. На этом этапе про­исходит слияние теоретических и конкретных знаний школьников. Экскурсоводы учатся использовать в своих рассказах объекты природы, различные проявления антропогенной деятельности, тексты на стендах.

Привыкание к обстановке, вхождение в новую роль—• процесс психологически напряженный. Индивидуальная работа куратора с каждым экскурсоводом сменялась ра­ботой со всей группой. Проводилась пробная экскурсия, слушателями которой являлись все экскурсоводы. Ребя­та давали друг другу советы, создавали проблемные си­туации постановкой неожиданных вопросов.

Задача учителя — научить ребят не только хорошо владеть текстом, актуализировать свои знания при отве­тах на вопросы, но к рассказывать эмоционально, вызы­вая интерес слушателей. Успех выступлений экскурсово­дов во многом зависит от таких личных качеств, как ма­нера говорить, вступать в общение. Надо помнить, что не только знания экскурсовода-школьника, но и вся его личность, его убежденность, заинтересованность в тех проблемах, о которых он говорит, влияют на слушате­лей, производя на них обычно большее впечатление, чем беседа взрослого человека.

Таким образом, экологическая учебная тропа служит местом распространения элементов экологической культуры среди различных слоев населения. Причем большая воспитывающая ценность этой формы работы состоит в том, что перед взрослыми людьми носителями ново го социального идеала выступают дети. Необходимость ответственного отношения к окружающей среде, о чем увлеченно и убежденно говорит подросток, воспринима­ется взрослыми особенно остро. Посетители тропы заду­мываются о своем поведении в природном окружении, о том, всегда ли они сами подают должный пример подра­стающему поколению.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.