Социально-педагогический комплекс как условие минимизации личностной тревожности ребенка

Стремление исследователей рассматривать заикание с пози­ций павловского учения о неврозах находит своих последовате­лей за рубежом: в Чехословакии — М. Зееман, М. Совак, Ф. Досужков, Н. Досталова, А. Конделькова; в Болгарии — Д. Даскалов, А. Атанасов, Г. Ангушев; в Польше — А. Митримович-Моджеевска; в Германии — К. П. Беккер .

У детей раннего возраста, по мнению некоторых авторов, механизм заикания целесообразно объяснить с позиций реак­тивного невроза и невроза развития (В. Н. Мясищев, 1960). Ре­активный невроз развития понимается как острое нарушение выс­шей нервной деятельности. При неврозе развития образование патологических стереотипов происходит постепенно, в неблаго­приятных условиях среды — перераздражения, подавления, изнеживания. Заикание развития возникает в раннем возрасте на фоне задержанного «физиологического косноязычия» при перехо­де к сложным формам речи, к речи фразами. Иногда оно является результатом речевого недоразвития разного генеза (Р. М. Боскис, Р. Е. Левина, Е. Пишон и Б. Мезони). Так, Р. М. Боскис назы­вает заикание заболеванием, в «основе которого лежат речевые затруднения, связанные с оформлением более или менее слож­ных высказываний, требующих для своего выражения фразы».[4,c.132]

Речевые затруднения могут вызываться задержками развития речи, переходом на другой язык, случаями патологического раз вития личности с недоразвитием эмоционально-волевой сферы, необходимостью выразить сложную мысль.

Р. Е. Левина, рассматривая заикание как речевое недоразвитие, видит сущность его в преимущественном нарушении коммуникативной функции речи. Изучение сотрудниками сектора логопедии НИИ РАО общего речевого развития ребенка, состояния его фонетического и лексико-грамматического развития, соот­ношения активной и пассивной речи, условий, при которых за­икание усиливается или ослабевает, подтверждает наблюдения Р. М. Боскис, Е. Пишон, Б. Мезони и др. Речевые затруднения, по мнению Р. Е. Левиной, зависят от различных условий: с од­ной стороны, от типа нервной системы, с другой — от разговор­ной среды, от общего и речевого режимов. Первые проявления заикания характеризуются аффективной напряженностью, сопро­вождающей еще непосильную умственную операцию поиска слов, грамматической формы, оборота речи. Н. И. Жинкин с физиоло­гических позиций анализа работы глотки находит, что феномен заикания может быть определен как нарушение непрерывности в отборе звуковых элементов при составлении разнометричного алгоритма слов, как нарушение авторегулировки в управлении речедвижениями на уровне слога.

Наряду с невротическим заиканием стали изучаться и другие его формы при появлении речи после алалии и афазии; постконтузионное заикание; у олигофренов; у больных различными пси­хозами; при тяжелых нарушениях звукопроизношения и при задер­жке развития речи; органическое (В. М. Аристов, А. В, Шокина, 1934; А. Аллистер, 1937; Е. Пишон и Б. Мезони, 1937; Р. М. Бос­кис, 1940; П. Н. Аникеев, 1946; Ю. А. Флоренская, 1949; А. Я. Страумит, 1951; Э. Гард, 1957; Б. Г. Ананьев, 1960 и др.). Так, Е. Пи­шон выделяет две формы органического заикания: первая по типу корковой афазии, когда нарушаются системы ассоциатив­ных волокон и страдает внутренняя речь; вторая представляет своеобразную моторную недостаточность речи по типу дизарт­рии и связана с поражением подкорковых образований. Пробле­ма органического заикания до настоящего времени остается не­решенной. Одни исследователи полагают, что заикание в целом включается в категорию органических заболеваний центральной нервной системы и нарушения мозгового субстрата прямо за­трагивают речевые области мозга или связанные с ними систе­мы (В. Лав, 1947; Э. Гард, 1957; С. Скмоил и В. Ледезич, 1967). Другие рассматривают заикание как преимущественно невротиче­ское расстройство, расценивая сами органические нарушения как «почву» для срыва высшей нервной деятельности и речевой функ­ции (Р. Лухзингер и Г. Ландольд, 1951; М. Зееман, 1952; М. Совак, 1957; М. Е, Хватцев, 1959; С. С. Ляпидевский и В. П. Бара­нова, 1963).

Большинство авторов, изучавших патогенез заикания, отме­чают у заикающихся различные вегетативные изменения. Например, М. Зееман считает, что у 84% заикающихся имеется вегета­тивная дистония. По мнению Szondi, из 100 заикающихся 20% имеют повышенное внутричерепное давление и экстрапирамид­ные нарушения. Он считает, что заикающиеся рождаются вазо-мевротиками. Gerdner объективно показал изменение нейровегетативмой реакции у заикающихся во время приступов: в 100% случаев у них наблюдается расширение зрачков (мидриоз), у нормально говорящих людей ширина зрачков во время речи не меняется или наступает некоторое их сужение (миоз).[15,c.20]

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2019 www.teachguide.ru. All rights reserved.