Развитие логического мышления учащихся 5 и 9 классов на внеклассных занятиях по русскому языку

Суждения бывают общими, частными и единичными. В об­щих суждениях утверждается или отрицается что-то относитель­но всех предметов и явлений, объединяемых понятием, например:

“Все металлы проводят электричество”. В частном суждении речь идет только о части предметов и явлений, объединяемых по­нятием, например: “Некоторые школьники умеют играть в шах­маты”. Единичное суждение—это суждение, в котором речь идет о каком-то индивидуальном понятии, например: “Москва-столица России ”, “Пушкин — великий русский поэт”.

Суждение раскрывает содержание понятий. Знать какой-ни­будь предмет или явление—значит уметь высказать о нем пра­вильное и содержательное суждение, т. е. уметь судить о нем

Истинность суждений проверяется общественной практикой чело'-века.

Умозаключение. Умозаключение - такая форма мышления в процессе которой человек, сопоставляя и анализируя различные суждения, выводит из них новое суждение. Типичный пример умозаключения—доказательство геометрических теорем.

Человек пользуется в основном двумя видами умозаключе­ний — индуктивными и дедуктивными.

Индукция — это способ рассуждения от частных суждений к общему суждению, установление общих законов и правил на основании изучения отдельных фактов и явлений.

Дедукция — это способ рассуждения от общего суждения к частному суждению, познание отдельных фактов и явлений на основании знания общих законов и правил.

Индукция начинается с накопления знания о возможно боль­шем числе в чем-либо однородных предметов и явлений, что дает возможность найти сходное и различное в предметах и явлениях и опустить несущественное и второстепенное. Обобщая сходные признаки этих предметов и явлений, делают общий вы­вод или заключение, устанавливают общее правило или закон. Например, при усвоении понятия “домашние животные” уча­щиеся устанавливают, что корова полезна, лошадь полезна, овца, свинья также полезны. Затем на основе этого школьники строят обобщающее заключение: “Все домашние животные полезны”.

Дедуктивное умозаключение дает человеку знание о конкрет­ных свойствах и качествах отдельного предмета на основе зна­ния общих законов и правил. Например, зная, что все тела при нагревании расширяются, человек может предвидеть, что желез­нодорожные рельсы в летний жаркий день тоже будут расши­ряться, а поэтому при прокладывании железнодорожного пути строители оставляют между рельсами определенный зазор.

1.2 Пути и средства развития логического мышления.

Мышление человека, и в част­ности школьника, наиболее ярко проявляется при решении задач.

Любая мыслительная деятельность начинается с вопроса, ко­торый ставит перед собой человек, не имея готового ответа на него. Иногда этот вопрос ставят другие люди (например, учи­тель), но всегда акт мышления начинается с формулировки воп­роса, на который надо ответить, задачи, которую необходимо решить, с осознания чего-то неизвестного, что надо понять, уяснить. Ставит ли перед собой врач задачу определить, какая болезнь у пациента; ставит ли перед собой вопрос механик вы­яснить причину неисправности механизма; дает ли учитель уче­нику для решения задачу — всегда мышление определяется необ­ходимостью найти что-то пока еще неизвестное.

Викторина сама по себе подразумевает наличие «непростых» вопросов. Это могут быть как вопросы, требующие привлечение имеющихся у детей конкретных знаний и решить проблему выбора единственно верного ответа, так и вопросы, заставляющие детей размышлять, анализировать, выявлять что-то новое для себя.

Учителю надо иметь в виду, что ученик порой не осознает проблемы, вопроса даже тогда, когда соответствующую задачу ставит перед ним учитель. Известны случаи, когда ученик с недо­умением рассказывал: “Учитель нарисовал на доске два оди­наковых треугольника и весь урок доказывал, что они равны. Не понимаю зачем”. Вопрос, проблема должны быть четко осозна­ны, иначе ученику не над чем будет думать.

Решение мыслительной задачи начинается с тщательного ана­лиза данных, уяснения того, что дано, чем располагает человек. Эти данные сопоставляют друг с другом и с вопросом, соотносят с прежними знаниями и опытом человека. Человек пытается привлечь принципы, успешно примененные ранее при решении задачи, сходной с новой. На этой основе возникает гипотеза (предположение), намечается способ действия, путь решения. Практическая проверка гипотезы, проверка пути решения может показать ошибочность намеченных действий. Тогда ищут новую гипотезу, другой способ действия, причем здесь важно тщательно уяснить причины предшествующей неудачи, сделать из нее соот­ветствующие выводы.

Итак, связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями и качествами но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Речь располагает более сложными образованиями, которые дают основу для теоретического мышления и которые позволяют человеку выйти за пределы непосредственного опыта и делать выводы отвлеченным вербально- логическим путем. К числу аппаратов логического мышления относятся и те логические структуры, моделью которых является силлогизм. Переход к сложным формам общественной деятельности даёт возможность овладеть теми средствами языка, которые лежат в основе наиболее высокого уровня познания - теоретического мышления. Этот переход от чувственного к рациональному и составляет основную черту сознательной деятельности человека, являющейся продуктом общественно-исторического развития.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.