Развитие логического мышления учащихся 5 и 9 классов на внеклассных занятиях по русскому языку

В качестве средств развития логического мышления могут выступать специальные задания, упражнения интеллектуальные игры. Задачи и упражнения можно строить, опираясь на модели заданий теста интеллекта (например теста Айзенка).

Предлагается пройти тест Айзенка в школьном варианте (может быть использован как российский, так и американский или европейский стандарт). Результатом будет довольно обширный объём данных о мышлении, памяти и других характеристиках интеллекта испытуемых. Можно применять тест и в составе довольно больших групп, возможна интерпретация индивидуальных результатов для всей группы (выяснение средних значений «коэффициента интеллекта» для группы и так далее).

Этот тест состоит из восьми субтестов, пять из которых предназначаются для оценки общего уровня интеллектуального развития человека, а три - для оценки степени развитости у него специальных способностей: математических, лингвистических и тех способностей, которые нужны в таких видах деятельности, где активно используется образно-логическое мышление.

Только при условии выполнения всех восьми субтестов можно дать полную оценку, как уровня общего интеллектуального развития человека, так и степени развитости у него специальных способностей.

Мы предлагали словесный субтест учащимся 9 класса.

Задания теста, например:

Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок.

ТКАНЬ (…) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА.

Исключите лишнее слово: ОЗУКРА, НИШПАЯЛ, НИБОВОС,

НИШКУП.

Найдите общее начало для трех следующих слов:

(…) – ВОС, НОС, РАЗДЕЛ.

Найдите общее окончание для всех последующих слов.

Б Г М Р С Т КР

(…)

Кроме заданий такого типа можно использовать индивидуализированные упражнения.

Индивидуальные задания подбираются в зависимости от особенностей стиля деятельности учащихся, а также их уровня достижений и интересов. Работа велась в следующих направлениях:

а) применение заданий разной степени сложности;

б) использование разных вариантов однотипных заданий;

в) оказание различной помощи учащимся при выполнении одного и того же задания;

г) различная длина пауз для выполнения задания;

д) использование различного ряда опор, ключей.

Итак, в качестве основного вида индивидуализированных упражнений мы выбрали речевое упражнение, реализующееся с опорой на функциональную модель.

Знакомство учащихся с функциональными моделями диалогов начиналось на первом и втором этапах, а также на начальном периоде третьего этапа развития речевого следующий алгоритм:

прочесть диалог;

выяснить путем вопросов, какую функцию выполняет каждая реплика;

составить по функциям модель;

воспроизвести по модели диалог;

изменить ситуацию и показать, как изменится тактика говорящего.

Активная роль здесь отводится учителю.

Но нас интересуют индивидуализированные упражнения, направленные на организацию совместной речевой деятельности учащихся.

Особое значение мы придаем играм, как средству развития логического мышления учащихся. Игра тренирует основные мыслительные процессы старших школьников – память, логическое мышление.

Игра №1

Анаграммы.

Участники игры берут по листочку бумаги и карандаши. Каждый должен при­думать слово, состоящее не более чем из 5 букв и написать на бумаге, причем слово должно быть такое, из которого можно придумать анаграмму (бар-бра, шарф-фарш). Затем лист бумаги передается соседу справа и теперь, получив лис­ток с новым словом, каждый должен образовать из этого слова новое – ана­грамму. Кому не удалось, тот выбывает из игры. Последний игрок, кто придумал больше всего анаграмм, становится победителем.

Результаты проведения игры:

Для старшего школьного возраста эта игра выступает в качестве «физкуль­турной минутки». Ее можно использовать как на основных уроках по русскому языку, так и при внеклассных занятиях.

В начале ребята немного скованны, поскольку им трудно сразу сориентиро­ваться, но в результате тренировок достигаются хорошие результаты, школьники с интересом играют в эту игру и на переменах.

По результатам проведения игры, можно отметить наиболее способных уче­ников, которые составляют до 4-6 слов и более. Эти ученики, как правило, так же хорошо учатся по всем остальным учебным предметам.

Игра №2

Части предложения.

Участники разбиваются на 2 команды. В каждой распределяются роли (члены предложения). Один ученик – подлежащее, другой сказуемое и т.д. Желающие могут быть различными частями речи – прилагательным, наречием, знаками пре­пинания. Каждый ученик должен приготовить небольшую таблицу с названиями частей речи или предложения. На изготовление дается 30 секунд. Затем необходимо прикрепить табличку к одежде.

Ведущий открывает книгу и читает выбранную оттуда фразу. Обе команды должны «изобразить» это предложение. Выигрывает соответственно та команда, которая первая закончила фразу. В этом случае ей присуждается очко. Фраз, как правило, несколько, поэтому у команд есть возможность набрать несколько очков.

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.