Педагогика - вопросы и ответы

Убеждения. Упражнения. Мотивация.

Рассказ Упражнение Соревнование

Объяснение Приучение Поощрение

Разъяснение Педагогические требования Наказание

Лекция Общественное мнение

Этическая беседа Поручение

Увещевание Воспитательные ситуации

Внушение

Инструктаж

Диспут

Доклад

Пример

Методы формирования сознания личности.

1-ый этап правильно организованного воспитания – знание (понимание) воспитанником тех норм и правил поведения, которые должны быть оформлены процессе воспитания. Для этого используются методы 1-ой группы – методы убеждения.

Не знания, а убеждения стимулируют поступки школьников.

Рассказ на этическую тему

– используется преимущественно в младших классах и средних – это яркое

Эмоциональное изложение конкретных фактов и событий, имеющих нравственное содержание.

Воздействия на чувства.

Рассказ, сопровождающийся иллюстрациями, музыкальное сопровождение.

Обстановка имеет большое значение – походный костер, уютная комната, берег реки и т.д.

Он должен пережиться слушателями.

Разъяснение

применяется только там и тогда когда воспитаннику действительно необходимо что-то объяснить, повлиять на его сознание и чувства. Но разъяснения не нужны там, где речь идет о простых и очевидных нормах поведения: нельзя резать и разрисовывать карту, грубить, плевать. Здесь необходимо категоричное требование. В практике школьного воспитания разъяснение опирается на внушение,

– проникая в психику, действует на личность в целом, создавая установки и мотивы деятельности. Дети и подростки особенно внушимы.

Увещевание

– сочетание просьбы с разъяснениями и внушением. Возникают чувства стыда, понимания, неудовлетворенности собой, поступок педагога указывает и пути исправления.

При неквалифицированном применении рассказ, разъяснение, увещевание, внушение могут принимать форму. Она никогда не достигнет цели, скорее возникает противодействие, желание поступить вопреки. Нотация – не форма убеждения.

Этическая беседа

– воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точку зрения своего собеседника. Цель ее – углубление, упрочнение нравственных понятий, формирование системы нравственных взглядов и убеждений. Особенно это эффективно в 5-8 классах.

Хорошо, когда этическая беседа завершается реальным полезным делом, в котором ее участники могут практически закрепить рассмотренные во время беседы положения, нормы и правила поведения.

Нельзя допускать, чтобы беседа превращалась в лекцию. Успех зависит от того, насколько теплым будет характер беседы, раскроют ли в ней воспитанники свою душу.

Материал беседы должен быть понятен воспитанникам, опираться на их опыт.

Важно, чтобы воспитанники самостоятельно пришли к правильному выводу.

Ошибочно думать, будто беседа – спонтанный метод. Высокопрофессиональные воспитатели проводят беседы не часто и готовятся к ним основательно.

Высокие профессионалы требуют индивидуальной беседы с провинившимися воспитанниками. Очень важно, чтобы не возник барьер. Если ученик неправильно понимает ситуацию, надо тактично ему объяснить, придать беседе задушевный характер, то может рассчитывать на полный успех.

Диспуты

– живые горячие споры на разные темы, волнующие воспитанников.

к диспуту разрабатываются 5-6 вопросов, требующих самостоятельных суждений. С этими вопросами участников знакомят заранее. Иногда преподаватель может назначить участников спора.

Перейти на страницу: 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.