Педагогика - вопросы и ответы

Учитывайте интересы и склонности. Нет школьников ничем не интересующихся: деньги, успех, красивая жизнь; врожденная любознательность, природные склонности. Надо брать эти побочные интересы на мощный стимул воспитания, учения и самосовершенствования.

Используйте намерения. Находите возможность помочь школьникам в осуществлении их намерений. Школьник, например, твердо решает изменить свое поведение под влиянием нахлынувшего чувства сострадания к упрекам и слезам матери. Но обстоятельства сильнее его, он не в состоянии выполнить задуманное. Ободрите его, помогите, научите, как постепенно приблизиться к его осуществлению.

Поощряйте желание добиться признания. Всем людям свойственно желание быть признанным. Некоторые дети учатся не ради знаний, а ради признания. Не следует пренебрегать этим стимулом, если он оказывает на учебный процесс благоприятное воздействие (о кличках – не обращать внимание!). Школьник боится отвечать у доски. Поупражняйтесь с ним у доски наедине. Помогите ребенку приобрести уверенность в себе. 75% школьников ждут вашей помощи в этом, а не записей в дневнике.

Показывайте последствия совершаемых поступков. Наши дети не научены становиться на точку зрения другого человека, представлять себе его переживания (побежал – упал – смех!). Не научены оценивать и последствия совершаемых поступков.

Признание достоинства. Если этого требуют обстоятельства, не останавливайтесь и перед лестью. Это вызовет у вашего питомца прилив новых сил. Особенно остерегайтесь придираться по мелочам.

Одобряйте успехи. Известны случаи, когда разумная и одобрительная оценка со стороны учителя производила мощную метаморфозу со слабо успеваемыми учениками.

Сделайте работу привлекательной. (У Шаталова!) кто скажет, что мытье грязной посуды – интересная работа? А вот одна женщина рассказала, что когда она была маленькой, ее мама говорила: если будешь себя хорошо вести, то я позволю тебе вымыть посуду . Это воспринималось, как награда.

Извлекайте максимум стимулов из ошибок учащегося!

“Прекрасная ошибка!” “Ошибка, которая ведет к истине!” “Спасибо, твое мнение не совсем верное, но дает пищу для размышлений”. “Спасибо дети. Вы мне сегодня помогли” – благодарит после урока своих учащихся Амонашвили.

Говорите иногда “надо”. “Тебе надо, Саша! Ты мужчина!” школьник должен испытывать удовлетворение от того, что преодолевает трудности, поступил как подобает взрослому, мужественному человеку. Кроме того, он должен быть рад и горд, что дело сделано.

Обращайтесь к самолюбию. Нет людей, утверждают психологи, согласных всю жизнь ходить в неудачниках, нормальному человеку свойственно стремление улучшать свое положение. Внедрите самолюбие, и заставьте обучаемого произнести “и я не хуже других!”

Показывайте достижения. Представляйте обучаемому информацию о его прогрессе, причем в сравнении с другими участниками процесса. “Экран успеваемости” у Шаталова. Контрольная в среду, оглашение результатов в четверг – это нормально; сообщать же о результатах спустя месяц практически бесполезно.

Осторожно поддерживайте соперничество. Человек существо конкурирующее. Современная жизнь требует закалки, умения выстоять в борьбе с соперниками. На вопрос, должна ли школа поощрять соперничество, и в какой мере, пока нет однозначного ответа. Но судя по опыту американской школы, соперничество между учащимися необходимо поощрять в разумных пределах, поддерживать проигравших, снимать чрезмерное эмоциональное напряжение у кого-то из участников.

Перейти на страницу: 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.