Социально-педагогический комплекс как условие минимизации личностной тревожности ребенка

М. С. Лебединский, Ф. П. Янович и Г. П. Платонова (1960) изучали заикание при различных формах неврозов; у психопатов и лиц с патологическим развитием личности; при различных ор­ганических поражениях центральной нервной системы.

Заикающихся как нозологически разнородную группу рассмат­ривают в своих исследованиях Н. М. Асатиани, В. Г. Казаков (1967, 1970) и др. Ими выделяются 4 группы: резидуальные яв­ления органического поражения центральной нервной системы различного генеза; невротические расстройства; психопатии; вялопрогредиентмая шизофрения.

Таким образом, вопросы классификации заикания рассмат­риваются с разных позиций, но каждая из них является право­мерной, так как имеет свое научное обоснование.

Распространенность заикания обусловлена возрастом, по­лом, видом деятельности, местом проживания и другими факто­рами. Наиболее часто оно возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональ­ной системы и формирования личности ребенка. Затем склон­ность к заиканию понижается, и в течение последующих десяти лет (от 4 до 14) случаев возникновения заикания примерно столь­ко же, сколько в первые три года. В период до пубертатного возраста число заикающихся возрастает при поступлении в шко­лу вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сме­ной ведущей деятельности (вместо игровой — учебная), повы­шением требований к ребенку, к его речевым умениям, обще­нию со сверстниками, взрослыми, с коллективом. Обострение заикания возможно и в период полового созревания.

Количество заикающихся дошкольников составляет 1,4% (по К. П. Беккер), 2% (по М. Е. Хватцеву); заикающихся младших школьников — 1,6% (по М. Соваку). Среди взрослых заикающих­ся немногим более 1%(по М. Е. Хватцеву).

Среди детей, живущих в сельской местности, заикание встре­чается реже, чем у городских сверстников. Некоторые авторы отмечают влияние климатических условий на усиление заикания, например, осенью и весной (М. Зееман).[20,c.46]

2.Практическая часть исследования

2.1Обследование заикающихся

Обследование заикающегося осуществляется комплексно (ло­гопедом, невропатологом, психологом) с привлечением по необ­ходимости других специалистов: педиатра, терапевта, психиат­ра, окулиста, отоларинголога и др.

Содержание обследования включает изучение анам­нестических сведений, педагогической, психологической и меди­цинской документации и исследование самого заикающегося.

Из беседы с родителями логопед выясняет наиболее значи­мые события, происшедшие в семье, и в связи с этим уточняет особенности общего, моторного и речевого развития ребенка.

Оцениваются основные моменты пренатального (дородово­го) периода: возраст матери (менее или более 35 лет) при ро­ждении ребенка, нервно-психическое здоровье, болезни матери, отца, течение беременности. Данные о здоровье отца и матери

до появления ребенка позволяют определить возможные откло­нения в его соматическом и нервно-психическом состоянии. Вы­явление неблагоприятных факторов внутриутробного развития поможет определить их косвенное влияние на последующее ре­чевое развитие ребенка.

Выявленные отклонения, различные отрицательные факты на-

тального и постнатального периодов развития ребенка анализи­руются и оцениваются специалистами с целью наиболее полного

изучения этиологии и патогенеза заикания.

В беседах с родителями уточняются сведения о речевом раз­витии ребенка: когда появились первые звуки, гуление, лепет, первые слова, фразы, каким темпом речи пользуется, не было ли особенностей поведения в моменты речевого общения с ок­ружающими. Важно узнать и о речевом окружении ребенка (не заикаются ли, не говорят ли слишком быстро родители или близ­кие ребенку люди).

Уделяется внимание изучению вопроса воспитания ребенка в семье: отношение к нему взрослых (нет ли заласкивания, потакания капризам или, наоборот, неуравновешенного, резкого об­ращения, физических наказаний, запугивания); помощь в фор­мировании у него правильной речи (нет ли перегрузок в заучива­нии сложных текстов) или, наоборот, почти полное отсутствие контроля за развитием его правильного произношения, грамма­тически правильного речевого общения и т. д.

Когда возникло заикание, появились первые его признаки? Как внешне оно выражалось? Какие, предполагаемые причины могли его вызвать? Как развивалось, какие особенности прояв­лений обратили на себя внимание родителей: нет ли сопутству­ющих двигательных нарушений (судорог, постукивания рукой, но­гой, покачивания головой и пр.) или недостатков речи (лишние слова, звуки, произношение отдельных звуков и слов на вдохе и др.)? Как проявляется оно в зависимости от обстановки или окружающих людей, от разного вида деятельности? Как говорит ребенок один (например, со своими игрушками)? С чем связаны периоды ухудшения и улучшения речи? Как ребенок относится к имеющемуся у него речевому недостатку (замечает, не замеча­ет, безразличен, переживает, стыдится, скрывает, боится гово­рить )?

Перейти на страницу: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15


Разделы

Новое на сайте

Copyright (c) 2024 www.teachguide.ru. All rights reserved.